Нарушение речи: классификация патологии, симптомы и методы лечения

Профилактика речевых нарушений

Вот основные шаги, которые можно сделать для избежания нарушения речи у детей:

Профилактические осмотры детей дошкольного возраста у психоневролога, окулиста, оториноларинголога, логопеда, стоматолога, дают возможность выявить дефекты речевого развития в самом зачатке, когда шанс успешной коррекционной работы значительно выше.
Активное эмоциональное и речевое общение с первых дней жизни ребенка — необходимое условие его правильного развития. Проявляйте интерес, симпатию, нежность, дружелюбие, умиление, радость, любовь. И разговаривайте. А еще пойте колыбельные. Душевное общение — это наилучшая профилактика от любых болячек.
С малышом постарше занимайтесь пальчиковой гимнастикой. Выполнение определенных действий пальцами рук внешне выглядит, как игра, но в это время в организме запускаются сложнейшие процессы, которые формируют будущую речь вашего крохи. Массаж пальчиков и ладошек под любимый стишок создает образы, прививает чувство ритма, тренирует память, поднимает настроение. По мере взросления детки с удовольствием закручивают крышки, лепят, конструируют, складывают мозаику, рисуют, пересыпают крупы, застегивают молнии и замочки. Эти занятия для мелкой моторики способствуют развитию речи.
Занятия артикуляционной гимнастикой делают подвижными язычок, щечки, губки и помогают предотвратить нарушение речи у детей. Ее желательно выполнять регулярно, от простых упражнений к сложным. Для того, чтобы ребенку было понятно, где должен находиться язык при произношении того или иного звука, как открывать рот и надо ли вытягивать губы, лучше заниматься перед зеркалом.
Дыхательная гимнастика, разумеется, в форме игры, тоже не менее полезна. Мыльные пузыри, игры на дудочке или губной гармошке, бульканье через соломку в стакане с водой, надувание шаров помогают сформировать навык регулировать поток воздуха, увеличивать продолжительность выдоха, дышать равномерно.
Читайте сказки, стишки, потешки, скороговорки. Разыгрывайте сценки, спектакли. Сочиняйте сценарии. Учите наизусть стихи. Разгадывайте загадки. Играйте в словесные игры.
Гуляйте, по возможности, на природе — в лесу, сквере, парке

Замечайте, как живут насекомые, обращайте внимание на краски вокруг, наблюдайте за облаками. Общение с природой раскрепощает, обогащает эмоции, снимает мышечные зажимы, убирает страхи, воспитывает открытость и доверие миру.
Обеспечьте ребенку благоприятную и доброжелательную атмосферу дома

Помогайте ему правильно проходить стрессовые ситуации. Воспитывайте у него желание помогать, заботиться, сопереживать и обязательно верить в себя, отстаивать свою точку зрения, договариваться, идти на компромисс.

Степени расстройства

Дизартрическое расстройство не ограничивается речевыми дефектами. Сюда причисляют все нарушения, так или иначе связанные с патологической иннервацией либо с неадекватной работой неправильно иннервируемых органов. Так, из-за гипотонии или гипертонуса языка, а также пареза мягкого неба появляются трудности в акте глотания и жевания.

Легкая степень дизартрии сопровождается сокращением активности артикуляционной стороны речи в силу замедленных движений языка и губ. Речь таких больных следка замедлена и лишена силовой выраженности. Звуки при произношении смазываются. Затруднено произношение шипящих, звонкие согласные звучат недостаточно громко. Нарушается звучание мягких согласных, так как это требует активного участия спинки языка и мягкого неба. Глотание практически не нарушено.

При средней степени наблюдается уже значительное видоизменение речи. Она становится нечленораздельной и очень тихой. Появляются даже дефекты произношения согласных букв. Звонкие согласные замещаются глухими. Проглатываются окончания. Голос приобретает гнусавость, присутствует усиленный носовой выдох. Характерно расстройство жевания, глотания. Страдает мимика.

Для тяжелой степени характерны глубокие поражения речедвигательного аппарата. В результате язык и губы у таких больных практически полностью обездвижены, лицо приобретает маскообразные черты. Рот всегда полуоткрыт за счет отвисания нижней челюсти. Все это очень затрудняет речевое продуцирование, в результате чего наблюдается анартрия – неспособность говорить. Человек может издавать только отдельные звуки. Жевание и глотание ему недоступны.

Диагностика расстройства является прерогативой неврологии и логопедии. Особую роль в постановке диагнозе играют инструментальные методы исследования: ЭЭГ, электронейрография, электромиография, МРТ, транскраниальная магнитная стимуляция.

Письменную речь оценивают, предлагая пациенту переписать какой-либо текст или написать его под диктовку.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Лечение расстройства должно начинаться с купирования основного заболевания. Но нельзя оставлять без внимания и речевые нарушения.

Коррекцию дизартрии желательно начинать как можно быстрее. Ощущая свои разговорные особенности, пациент будет стараться ограничивать общение в обществе. Это приведет к усугублению речевого дефекта. К примеру, из первой стадии оно перерастет во вторую. Изоляция также способна вызвать затруднения понимания нормальной речи.

Поэтому, помимо терапии основного заболевания, проводится коррекция речевых дефектов. Для этого применяют методы физиотерапии:

  • различные виды массажа, в том числе Шиацу – воздействие на рефлексогенные точки пальцевым методом;
  • иглоукалывание;
  • лечебная физкультура, в том числе с применением специальных тренажеров;
  • лечебные ванны.

Допускается назначение психоневрологом психотропных препаратов как вспомогательных средств для нормализации психоэмоционального фона.

Логопедическое лечение заключается в использовании:

  • логопедического массажа – проработка лицевых мышц. Он позволяет улучшить кровообращение, восстановить нормальный мышечный тонус. Используется для налаживания речевой моторики;
  • упражнений для постановки голоса – регулируется работа голосовых связок, громкость и тембр голоса;
  • пальчиковой гимнастики – разработка мелкой моторики рук, которая взаимосвязана с речевой функцией;
  • обучение постановки органов артикуляции для правильного произношения;
  • просодических упражнений – работа над интонацией, силой, высотой, темпом голоса. Помогает устранить его монотонность;
  • дыхательной гимнастики. Ее упражнения налаживают правильный ритм дыхания во время речевой активности.

Среди психотерапевтических методик применяется:

  • арттерапия;
  • смехотерапия;
  • глино- и воскотерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • хромотерапия или цветотерапия.

Комплексное применение всех методов лечения позволяет скорректировать нарушения речи. В отдельных случаях дизартрию удается искоренить полностью, в других – добиться стойких положительных изменений.

Обучение детей с ТНР в детских садах

Дети с диагнозомТНР способны обучаться в специализированных дошкольных учреждениях или в обычных садах, в которых работает врач-логопед. Такое заведение обязано разрабатывать АООП (адаптированную основную общеобразовательную программу) для детей с ТНР в ДОУ. Подобная программа создается индивидуально в каждом детском саду.

В такой разработке должны быть рассмотрены аспекты психофизического и речевого развития каждого отдельно взятого ребенка. В ней учитываются возможности малыша, план коррекции и адаптации его в социальной сфере. Это означает, что детский сад применяет государственную программу для детей с ТНР, но при этом вносит корректировки с учетом на особенности личности каждого ребенка. Утверждение подобного документа осуществляется заведующей и советом управления.

В каждом дошкольном заведении способны работать сразу несколько подобных директив. Обязательными пунктами должны быть:

  • система оценивания успехов и достижений детей;
  • список предметов и действий для достижения поставленных целей;
  • разработанная программа внеучебного развития;
  • ожидаемые итоги и результаты выполнения проведенной работы.

Также подобным детям полезно будет находиться в обществе с обычными детьми. Они смогут многому научиться и не будут чувствовать себя в изолированными от общества.

Лечение расстройства речи

Лечение расстройства речи должно быть комплексным и рациональным

Очень важно вовремя обратиться за помощью квалифицированных врачей. Таких специалистов Вы найдете, обратившись в детский лечебно-диагностический центр «Колыбель здоровья»

Врачи нашей клиники готовы помочь Вам и Вашему ребенку в лечении расстройства речи. Именно наши специалисты квалифицированы и компетентны в своей практике, грамотны в своих назначениях, а также внимательны и учтивы с пациентами.

В лечении расстройства речи самое главное найти подход к пациенту. Наш специалисты находят особый подход к каждому. Доверие, открытость и благодушие — это именно те качества, которыми обладают наши детские врачи.

Однако успех лечения расстройства речи зависит не только от клиники или специалистов

Очень важно, чтобы активное участие в лечении расстройства речи у ребенка принимали родители. При лечении в клинике родители получат подробную консультацию от наших специалистов, о том, как вести себя с ребенком, чтобы он как можно скорее выздоровел

На первом месте стоит поддержка ребенка. Дети с расстройствами речи очень ранними. Не ругайте ребенка, не повышайте голос, говорите с ним медленно, используя недлинные и понятные предложения. Второе — создайте для своего малыша максимально комфортную эмоциональную обстановку. Окружите его любовью и лаской. Третье — занимайтесь с ребенком! Чтобы вылечить любое расстройство речи у малыша, нужно вложить немало сил и энергии.

Помощь опытных врачей клиники «Колыбелей здоровья», а также желание родителей — приведет к высочайшему успеху и скорейшему выздоровлению Вашего чада!

Логопеды-дефектологи нашего центра

Юртова Елена Вячеславовна

Логопед-дефектолог.

Окончила педагогический факультет РУДН отделение дефектологии, по специальности учитель-логопед. Оказывает помощь детям с задержкой психоречевого развития, общего нарушения речи, фонетико-фонематического недоразвития речи, а так же детям с трудностями в школе (дисграфия, дислексия).

Стоимость консультаций логопеда и лечения расстройства речи

Код услуги Наименование услуги Цена, руб
11101 Консультация логопеда 1 600
11102 Занятие с логопедом 30 минут 800
11103 Выезд логопеда на дом в пределах МКАД 2 900
11103 Занятие с логопедом на дому в пределах МКАД 1 900

Это может быть интересно

  • Логопедические занятия с детьми
  • Задержка речевого развития
  • Недоразвитие речи
  • Заключение от логопеда
  • Заикание у ребенка

Что такое Расстройство рецептивной речи —

Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному развитию. Часто дефект фонетико-фонематического анализа и словесно-звукового произношения. Для обозначения этого расстройства применяются термины: афазия или дисфазия развития, рецептивный тип (сенсорная афазия), словесная глухота, врожденная слуховая невосприимчивость, сенсорная афазия Вернике, связанная с развитием.

Распространенность

Частота расстройства варьирует от 3 до 10% у детей школьного возраста. Встречается в 2-3 раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

Причины и факторы риска

Классификация патологического состояния подразумевает деление на органическое и функциональное. Расстройство может являться следствием дисфункций ЦНС, ухудшения слуха. Также его возникновение обуславливают травмы и ушибы головы, повреждение органов речи. Это может быть новообразование мозга, инсульт, тромбоз. У пожилых людей отмечается связь с болезнью Альцгеймера, Паркинсона. В таком случае параллельно происходят патологические расстройства памяти и нарушения психики. Реже дисфункции способствуют эпилепсия, злоупотребление спиртными напитками, ДЦП, инфекционные заболевания головного мозга.

Функциональными причинами речевого расстройства считаются внешние факторы, например, стресс, испуг, истерия, нелеченая патология с детства. Под влиянием приема некоторых лекарственных препаратов (антидепрессанты, транквилизаторы) может снижаться слуховое восприятие, что усугубляет нарушения речи. Немаловажная роль отводится и наследственному фактору. При наличии предрасположенности необходимо наблюдать за состоянием человека в динамике.

Коммуникативные функции у человека страдают и при неправильной установке зубных протезов. Глубокое стрессовое состояние и перенапряжение может привести к дисфонии спастического характера. При этом отмечается напряженность голоса или его исчезновение.

Логопедическая диагностика

Прежде чем назначить упражнения от картавости, необходимо провести детальную логопедическую диагностику. Она начинается с беседы малыша и специалиста. Для выработки коррекционной работы ротацизма, логопед должен определить следующие параметры:

  • особенность произношения фонем;
  • особенности психо-речевого развития малыша;
  • определить дефекты звукопроизношения посредством фонетического анализа;
  • оценить состояние артикуляционного аппараты и выявить его дефекты и патологии;
  • оценить лексикон ребенка;
  • выявить особенности письма, грамматики, памяти, чтения;
  • определить уровень зрительного восприятия;

После проведения этих шагов проводится оценка фонетического слуха, а затем составляется план, как убрать картавость. В некоторых случаях потребуется помощь других специалистов – психотерапевт, невролог, стоматолог, отоларинголог и других.

Что провоцирует / Причины Расстройства рецептивной речи:

Причина данного расстройства неизвестна. Имеют место теории минимального органического поражения головного мозга, задержки нейронального развития, генетической предрасположенности, однако окончательного подтверждения ни одна из теорий не получила. Возможные нейропсихологические механизмы — нарушения зоны звукоразличения — задние отделы левой височной области, или нарушения дифференцирования невербальных компонентов речи вследствие дисфункции правого полушария головного мозга. Большинство детей с расстройством развития рецептивной речи лучше реагируют на звуки окружающей среды, чем на звуки речи.

Дизартрия

Заболевание, которое характеризуется смазанной речью и проблемами с артикуляцией звуков. Появляется вследствие нарушений в центральной нервной системе.

Одной из характерных особенностей этого заболевания можно назвать пониженную подвижность речевого аппарата – губ, языка, мягкого неба, что усложняет артикуляцию и происходит из-за недостаточной иннервации речевого аппарата (наличие нервных окончаний в тканях и органах, что обеспечивает связь с центральной нервной системой).

Разновидности нарушения:

  • Стертая дизартрия – не слишком явно выраженное заболевание. Человек не имеет проблем со слухом и речевым аппаратом, но имеет трудности в звукопроизношении.
  • Выраженная дизартрия – характеризуется непонятной, нечленораздельной речью, нарушениями в интонации, дыхании, голосе.
  • Анартрия – форма заболевания, при котором человек не в состоянии внятно говорить.

Это нарушение требует комплексного лечения: логопедическая коррекция, медикаментозное вмешательство, лечебная физкультура.

Изменение темпа

Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.

Речевая бессвязность

Эта статья — о полной грамматической бессвязности речи. О грамматически правильной, но бессмысленной речи см. Шизофазия.

Речева́я бессвя́зность (также известная как речевая инкогерентность или инкогеренция, речевая спутанность, словесная «окрошка», словесный «салат») — расстройство речи, при котором нарушены грамматические связи и сама речь состоит из беспорядочного набора слов. Возникает при явлениях бессвязного мышления с неспособностью создания ассоциаций, отдельных понятий, образов и восприятий. По классификации принадлежит к эффекторным расстройствам речи, а именно расстройствам речи, обусловленным психопатологическими нарушениями.

Пример такой речи:

— Как вы себя чувствуете? — Где Петя… я пошел и спал. А что хотят? И вчера было… все есть… — Где вы находитесь? — Находитесь… все тут. Свет потушите. Где жена? Я пошел… Ну и как? Очки потерял. Жена вчера пришел опять ехать. Пошли отсюда… Все хорошо. — Назовите сегодняшнее число. — Число… всегда зима (беседа происходит в жаркий летний день). — А год сейчас какой? — Год 1924-й (называет год своего рождения). Сеня был… Шумел-горел пожар московский… Ну и ладно было так… Где галстук?..

— Блейхер В. М. Бессвязное мышление // Расстройства мышления. — К.: Здоровье, 1983.

В отличие от шизофазии грамматический строй нарушен полностью. Ответы неадекватны вопросам, а в предложении невозможно понять даже отдалённую связь. Чаще встречается при экзогенных процессах, а именно — аменции, иногда при эндогенных (при шизофрении). Вершина словесной окрошки возникает, когда больной произносит только набор слов: «травма, движение, мотор…» или даже бессмысленных неологизмов (более характерно для шизофрении): «77 — хозяйка всем… Хюмала, рюмала, пюмала… Пришил… Остыл… Трах… Взрыв… Пан, пан, пан… Времена, события, люди… надо мной Кащей Бесфамильный… Локхид элевэйтор приобритейтид… А мама такая молоденькая, Володенька я… тибол и ниф… пух и прах…».

Этимология термина «словесная окрошка» происходит от традиционного русского блюда, куда мелко крошатся самые разнообразные ингредиенты. Близкое к этому определение — «словесный салат».

Когда бить тревогу

Для начала нужно знать, что должен уметь ребенок в определенном возрасте. Когда ребенку годик, он должен говорить около 5-10 слов по типу «мама», «папа», «дай», «на». Если этого не происходит, нужно стараться больше заниматься с ребенком. Этот признак должен насторожить, но если ребенок молчит в два-три года, назвать физиологической особенностью это просто нельзя.

В 1,5-2 года уже должны быть фразы: «Мама, дай пить», «Пришла бабушка», «Хочу играть машинкой». Эти слова могут произноситься искаженно, на данном этапе возрастного периода это нормально.

В три года ребенок уже должен говорить небольшие сложные фразы, например: «Мы пойдем в парк и будем кататься на качелях», «Скоро приедет папа, привезет мне новую машину». Если в этом возрасте у ребенка фразы односложные, это тоже повод обратится к логопеду.

К четырем годам ребенок должен хорошо говорить звуки «с» и «з». Он все рассказывает, что видел, задает вопросы

Важно в этот период делать так, чтобы малыш больше говорил про все, выражал свои мысли вслух

shutr.bz

В 5 лет ребенок должен произносить все шипящие звуки — «ш», «ж», «щ». Тяжело даваемую букву «р» ребенок должен освоить до 6 лет. В этот период он должен правильно говорить сложные фразы.

Если ребенок не обладает вышеуказанными речевыми навыками в возрасте около шести лет, его обязательно нужно показать логопеду. С помощью различных методик можно быстро наладить произношение.

Если ребенок в 1,5-2 года вообще не говорит, нужно срочно обращаться к врачу. Да, это иногда бывает и физиологическая особенность ребенка, но такое бывает довольно редко, чаще всего здесь есть другая проблема.

shutr.bz

Причины и факторы риска

Классификация патологического состояния подразумевает деление на органическое и функциональное. Расстройство может являться следствием дисфункций ЦНС, ухудшения слуха. Также его возникновение обуславливают травмы и ушибы головы, повреждение органов речи. Это может быть новообразование мозга, инсульт, тромбоз. У пожилых людей отмечается связь с болезнью Альцгеймера, Паркинсона. В таком случае параллельно происходят патологические расстройства памяти и нарушения психики. Реже дисфункции способствуют эпилепсия, злоупотребление спиртными напитками, ДЦП, инфекционные заболевания головного мозга.

Функциональными причинами речевого расстройства считаются внешние факторы, например, стресс, испуг, истерия, нелеченая патология с детства. Под влиянием приема некоторых лекарственных препаратов (антидепрессанты, транквилизаторы) может снижаться слуховое восприятие, что усугубляет нарушения речи. Немаловажная роль отводится и наследственному фактору. При наличии предрасположенности необходимо наблюдать за состоянием человека в динамике.

Коммуникативные функции у человека страдают и при неправильной установке зубных протезов. Глубокое стрессовое состояние и перенапряжение может привести к дисфонии спастического характера. При этом отмечается напряженность голоса или его исчезновение.

Избавление

Лечение дефектов речи происходит по индивидуальному плану. Сначала специалисту необходимо выявить причину, которая влияет на произношение, только после этого — составить индивидуальный план занятий.

Если у вашего ребенка выявили какой-либо дефект речи, то родителям стоит запастись терпением. Ведь хороший результат зависит от нескольких факторов:

  • регулярность;
  • усердие;
  • настойчивость.

Так как дефектов речи существует большое множество, методов избавления от них также наличествует большое количество. Если после излечения основной проблемы речь пациента не улучшается, то логопеды советуют дыхательную гимнастику или речевую терапию. Эти два метода очень часто применяют после инсульта.

Причины расстройства речи

Причины расстройства речи разнообразны и достаточно многочисленны. Так расстройство речи у ребенка может возникнуть из-за воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на плод во время беременности. К таким факторам можно отнести:

  • Вредные привычки матери;
  • Перенесенные инфекционные заболевания матерью во время беременности;
  • Родовые травмы;
  • Частые стрессовые ситуации, которые приходится переживать беременной женщине.

Кроме таких причин, существуют и другие, которые могут способствовать развитию расстройства речи у ребенка. А именно:

  • Рождение недоношенного ребенка;
  • Перенесенные ребенком тяжелые инфекционные заболевания;
  • Перенесенный энцефалит, менингит;
  • Стресс, психоэмоциональная травма ребенка;
  • Эмоциональная лабильность ребенка.

Все вышеперечисленные факторы, и многие другие, могут привести к появлению расстройства речи у ребенка.

Чтобы по возможности избежать этого, создайте своему ребенку максимально комфортные условия для его развития, охраняйте его от стресса, плохих эмоций и переживаний, заботьтесь о его психоэмоциональном развитии.

Симптомы Расстройства рецептивной речи:

Расстройство обычно обнаруживается в возрасте около 4 лет. Ранние признаки — неспособность реагировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реплик) с раннего возраста, неспособность идентифицировать несколько предметов к 18 месяцам, неспособность следовать простым инструкциям в возрасте 2 лет. Поздние нарушения — неспособность к пониманию грамматических структур — отрицаний, сравнений, вопросов; непонимание паралингвистических составляющих речи — тон голоса, жесты и т. д. Нарушается восприятие просодических характеристик речи. Отличие таких детей в нормальной подражательной речи — «милая речь с обилием литеральных парафазии» — что-то слышит, но отражает близкими по звучанию словами. Однако характерно нормальное использование жестов, нормальные ролевые игры и отношение к родителям. Часты компенсаторные эмоциональные реакции, гиперактивность, невнимательность, социальная неприспособленность, тревога, чувствительность и застенчивость, изоляция от сверстников. Менее часты энурез, расстройство развития координации.

Как мама может помочь в развитии речи

Нужно разговаривать с малышом, начиная с самого раннего детства, можно сказать, с пеленок. Спокойно и четко произносить название всех предметов. Где бы вы ни находились — в парке, дома, в магазине, нужно постоянно комментировать все, что окружает малыша. Можно петь песенки, показывать картинки, делать так, чтобы он принимал участие. Если ребенок тянется к чашке, спрашивать: «Ты хочешь пить?», и даже если кроха отвечает на непонятном языке, поощрять любые попытки ответа.

Не нужно забывать о пальчиках — мелкая моторика связана с речевым развитием. В этом поможет всем известная игра — «Сорока-ворона кашу варили». Также можно использовать пластилин для лепки, давать горох и фасоль для раскладывания по емкостям. Только при этом обязательное присутствие мамы, дабы ребенок не засунул себе мелкие детали или пластилин в рот или нос.

С каждым ребенком нужно заниматься индивидуально, поэтому, если мама заметила какие-то дефекты речи, нужно обратится к врачу педиатру или логопеду

Регулярно посещать занятия важно для усвоения материала. Выполнять домашнее задание, которое доктор-логопед практически всегда дает после каждого сеанса

Квалификация логопедов разная, в более тяжелых случаях, возможно, придется искать специалиста именно в этой сфере нарушений.

shutr.bz

С ребенком всегда нужно долго и кропотливо работать, замечать его достоинства и в чем он отстает. Вовремя выявленная проблема, правильное совместное лечение — залог красивой грамотной речи ребенка.

Избавление

Лечение дефектов речи происходит по индивидуальному плану. Сначала специалисту необходимо выявить причину, которая влияет на произношение, только после этого — составить индивидуальный план занятий.

Если у вашего ребенка выявили какой-либо дефект речи, то родителям стоит запастись терпением. Ведь хороший результат зависит от нескольких факторов:

  • регулярность;
  • усердие;
  • настойчивость.

Так как дефектов речи существует большое множество, методов избавления от них также наличествует большое количество. Если после излечения основной проблемы речь пациента не улучшается, то логопеды советуют дыхательную гимнастику или речевую терапию. Эти два метода очень часто применяют после инсульта.

Причины нарушения речи у детей

Отклонение может быть врожденным или приобретенным, физиологическим или чисто психологическим. От этого напрямую зависит выбор способа коррекции.
Когда-то представления об источниках речевых аномалий были довольно хаотичными. Профессор Михаил Хватцев, один из первопроходцев в логопедии среди наших соотечественников, внес важнейший вклад в систематизацию причин. Он разделил их на внутренние и внешние, ввел следующую классификацию:

  • органические (анатомо-физиологические, морфологические):
    • органические центральные (поражения мозга);
    • органические периферические (дефекты органов слуха или артикуляции, расщепление нёба, дефекты зубов);
    • функциональные (психогенные — проблемы с возбуждением и торможением в ЦНС);
  • психоневрологические (речь нарушается как побочный эффект от расстройства памяти или умственной отсталости);
  • социально-психологические (источник — окружающая среда; например, неблагополучная атмосфера в семье).

Беда не приходит одна, проблемы на любом фронте неизбежно вырастут в целый букет сопутствующих осложнений. Хватцев подчеркивал тесную связь между органическими и функциональными причинами. При неправильной работе органов восприятия плохо закрепляются естественные рефлексы. И наоборот, если уже есть проблемы функционального характера, то затормозится и развитие органов. Как и пораженная ЦНС не способствует развитию периферии.

В зависимости от стадии, на которой возникла почва для речевых дисфункций, их делят на:

  • наследственные. К сожалению, мы не всегда наследуем от родителей крепкий организм. Многие неприятности достаются детям «в подарок», иногда это заикание, разные расстройства речевых зон в коре головного мозга, проблемы с прикусом или неправильное количество зубов, дефекты нёба, аномалии в строении органов артикуляции.
  • врожденные (внутриутробные). Обусловлены осложнениями во время беременности. Если женщина работает на вредном производстве, до последнего оттягивает декрет или неудачно пытается прервать беременность, если эмбрион вынужденно употребляет алкоголь, табак и сильнодействующие лекарства вместе с мамой, то всё это никогда не пойдет малышу на пользу. Особенно важен первый триместр, когда у плода формируется ЦНС.
  • перинатальные (родовые) и постнатальные (проявляются вскоре после рождения). Возникают из-за осложнений при самом появлении младенца на свет, из-за преждевременных родов, в результате родовых травм и т.д.
  • прочие (проявляются в первые годы жизни ребенка и позднее). Здесь корень зла — либо психологические, социально-бытовые факторы, либо серьезные болезни (менингит и другие опасные инфекции, заболевания органов слуха, травмы головного мозга и речевых органов).

Обратите внимание: риски, которым на разных стадиях своего развития до рождения подвергается плод, а после рождения — самостоятельный человек, — не одни и те же. Очевидные советы, которыми иногда пренебрегают мамы:

  • во время беременности берегите себя больше обычного, избегайте травм, потрясений и употребления вредных веществ;
  • тщательно выбирайте роддом с современным оборудованием и умелыми акушерками;
  • после рождения не запускайте болячки, пусть даже мелкие, помните, как уязвим неокрепший организм человечка, который только пришел в этот мир.

Общие принципы лечения нарушений речи

Любое нарушение речи требует работы со специалистом. Только он определит форму расстройства речи и сможет выяснить ее причину. Тактика лечения зависит от результатов диагностики и индивидуальных особенностей пациента.

Если есть такая возможность, то необходимо устранить причину, вызвавшую нарушение речи. Для этого может потребовать участие невролога, психолога, психиатра.

Независимо от причины и формы расстройства во время лечения важно придерживаться следующих рекомендаций:

  • исключить вредные привычки;
  • избегать стресса;
  • больше читать;
  • общаться с разными людьми.

Для лечения нарушений речи у ребенка может потребоваться посещение специализированного детского сада или школы, логопедической группы или просто дополнительные занятия с логопедом. Кардинальность необходимых мер зависит от тяжести патологии.

Логопедические занятия подразумевают специальную программу, особенность которой связана со спецификой нарушений. Их коррекция обычно состоит из речевых упражнений, дыхательной и артикуляционной гимнастики, логопедического массажа, логоритмики. Логопедическая коррекция подразумевает также и домашнюю работу.

Дополнительно к логопедическим занятиям может применяться медикаментозная терапия, физиотерапия, лечебная физкультура, массаж, а иногда и хирургическое вмешательство.

Причины и виды расстройств речи

Причины первичных речевых отклонений у дошкольников достаточно разнообразны.

Среди них:

  • внутриутробные патологии, травмы и перенесенные инфекционные болезни во время беременности;
  • травмы во время родов, асфиксия, недоношенность;
  • генетическая предрасположенность, когда случаи нарушения речи есть в семье;
  • серьезные заболевания первых лет жизни, например, менингит, воспалительные процессы, приводящие к снижению или потере слуха, травмы;
  • неблагоприятная атмосфера в семье, когда ребенок лишен заботы и любви; отсутствие или ограниченность эмоционального и речевого общения; педагогическая запущенность;
  • врожденные или приобретенные дефекты органов артикуляции.

Причинами возникновения отклонений речи у взрослых являются тяжелые болезни, стрессы, а также речевые дефекты, оставшиеся с детских лет.

Речевые нарушения бывают двух видов:

  • органические, которые возникают вследствие поражения органов, например, при черепно-мозговых травмах;
  • функциональные, когда нарушается функция речи, например, при психоэмоциональных перегрузках.

Механизм расстройства речевой деятельности — это сложный процесс. Поэтому при диагностике тщательно изучаются причины возникновения дефектов, определяется их вид и степень тяжести на основании существующих классификаций, проводится обследование всех сторон речи, чтобы поставить точный диагноз и назначить лечение. Одновременно выясняется необходимость в специальном обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речевой деятельности.

Классификация нарушений у взрослых

Аналогично детским дисфункциям патология делится на виды по ее проявлениям и симптомам. Специалисты выделяют следующие расстройства экспрессивной речи:

  • афазию;
  • алалию;
  • брадилалию;
  • дизартрию;
  • дизорфографию, дисграфию;
  • дислексию, дислалию;
  • заикание;
  • задержку речевого развития, или ЗРР.

Характеристика афазии такая же, как в детском возрасте. Нарушение речи вызывается повреждением различных отделов мозга. В зависимости от локализации патологического процесса на первый план выходят различные симптомы. У каждой из разновидностей афазии есть общие и индивидуальные признаки. В той или иной степени, всегда проявляются нарушения письма и чтения. Если патологические изменения связаны с возрастными изменениями, уже сформированные речевые навыки пропадают.

Заключение

Самым главным аспектом в решении проблем с речью у ребенка является понимание родителей важности сложившейся ситуации. Речь активирует огромное количество процессов в головном мозге человека

Способность правильно выражать свои мысли определяет место ребенка в социуме и влияет на психологическое здоровье.

Только близкие люди могут заметить отставания в разговоре малыша на ранних стадиях развития. Именно в этот момент желательно как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду. Но не стоит возлагать на специалистов львиную долю работы

Важную роль в исправлении дефектов играет родительское внимание и опека. Взрослые должны проявлять терпение и ни в коем случае не осуждать ребенка за отклонения от нормы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector