Умственная отсталость

Диагностические критерии мкб-10

Общие
диагностические указания F7X.X:

  • A.
    Умственная отсталость — состояние
    задержанного или неполного развития
    психики, которое в первую очередь
    характеризуется нарушением способностей,
    проявляющихся в период созревания и
    обеспечивающих общий уровень интеллекта,
    то есть когнитивных, речевых, моторных
    и специальных способностей.

  • B.
    Отсталость может развиваться с любым
    другим психическим или соматическим
    расстройством или возникать без него.

  • C.
    Адаптивное поведение всегда нарушено,
    но в защищённых социальных условиях,
    где обеспечивается поддержка, эти
    нарушения у больных с лёгкой степенью
    умственной отсталости могут совсем не
    иметь явного характера.

  • D.
    Измерение коэффициентов умственного
    развития должно проводиться с учётом
    кросс-культуральных особенностей.

  • E.
    Четвёртый знак используется для
    определения выраженности поведенческих
    нарушений, если они не обусловлены
    сопутствующим (психическим) расстройством.

По М. С. Певзнер[править | править код]

Традиционный подход к классификации по степени выраженности мало что давал как медицинской, так и педагогической практике. В результате работ Марии Семеновны Певзнер, на основе глубочайшего клинического и психолого-педагогического изучения стало возможным понять структуру дефекта при олигофрении, составляющей 75 % всех видов аномалий детского возраста, и разработать классификацию с учётом этиопатогенеза и качественного своеобразия аномального развития.

Собственно, предложенная М. С. Певзнер в 1959 году классификация — это типология состояний, поскольку имеет прямой выход на систему медицинских и коррекционно-воспитательных мероприятий с этой категорией аномальных детей.

В частности, М. С. Певзнер выделила три формы дефекта:

  1. неосложнённая олигофрения;
  2. олигофрения, осложнённая нарушением нейродинамики, проявляющаяся тремя вариантами дефекта:
    • с преобладанием возбуждения над торможением;
    • с преобладанием торможения над возбуждением;
    • с выраженной слабостью основных нервных процессов;
  3. дети-олигофрены с выраженной недостаточностью лобных долей.

Несколько позднее (в 1973 и 1979 годах) М. С. Певзнер дорабатывает свою классификацию. Исходя из клинико-этиопатогенетических принципов, ею выделено пять основных форм:

  1. неосложнённая;
  2. олигофрения, осложнённая нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные);
  3. олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;
  4. олигофрения с психопатоподобными формами поведения;
  5. олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

Социальная адаптация

В обществе существует система отделения «особых детей» от «нормальных». Дети с относительно лёгкими нарушениями довольно быстро могут превратиться в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Дети с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь, здоровые дети тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире.

Традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определённые рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребёнок с подобной патологией живёт дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что ребёнка с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в детский сад или школу и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.

С 1970—1980-х годов наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. До этого мать обычно ещё в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребёнка, сдать его в специальное учреждение, то с этого времени все больше детей-олигофренов оказывается под опекой родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребёнок имеет возможность претендовать на образование, лечение, общение со сверстниками.

Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Дети, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом — обучение ребёнка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).

Умственная отсталость и шизофрения

Пфропфшизофрения

Шизофрения, возникающая на фоне умственной отсталости, называется пфропфшизофренией или олигошизофренией.

А. Глаусс выделял 2 вида пфропфшизофрении/пфропфгебефрении:

  1. комбинация олигофрении с шизофренией, для которой характерно катастрофическое течение и скудная продуктивная симптоматика (например, бред, галлюцинации)
  2. начало шизофрении в детском возрасте, при котором помимо олигофренических, наблюдаются гебефренические черты. Затем, в возрасте 14—17 и 20—30 лет, у значительной части больных возникает настоящий гебефренический .

Стоит отметить, что раннее начало шизофрении само по себе приводит к задержке умственного развития и формированию интеллектуального дефекта.

Отграничение умственной отсталости от шизофрении

Умственная отсталость — дефект психики, появившийся из-за помех, помешавших нормальному созреванию интеллекта, а шизофрения — текущий или отзвучавший болезненный процесс. При умственной отсталости процессуальные явления отсутствуют.

При детской шизофрении психотическая симптоматика стёрта, рудиментарна, лишена яркости, при медленном развитии болезни может быть вовсе не выражена, поэтому разграничение её с умственной отсталостью порою представляет трудности.

Труднее всего ограничивается атоническая форма умственной отсталости от шизофрении. При данной форме олигофрении в клинической картине преобладает аффективная незрелость и неустойчивость, недифференцированность эмоций, недостаточность интереса к окружению, слабость инстинктов, нарушения целенаправленной деятельности, стереотипии, что часто напоминает аутизм или шизофрению. Тем не менее у таких детей с рождения заметно замедление темпа психомоторного развития и слабая память. Скудная общительность таких детей объясняется отсутствием умения вступить в контакт, а не отгораживанием от окружающего мира. Их аффективные проявления бедны, но не наблюдается их извращения или отсутствия, как при шизофрении. Они интересуются играми, привязаны к родителям, не чуждаются детей, что также отличает их от шизофреников. У больных атонической формой отсутствует продуктивная симптоматика и нет прогрессирующей деградации, как это имеет место при шизофрении.

Лечение олигофрении у детей

Забежные врачи прямо говорят родителям детей с олигофренией, что умственная отсталость — это не болезнь, а состояние, и вылечить таких детей невозможно: лекарства от олигофрении нет.

Поэтому лечение олигофрении у детей – это, по сути, реабилитация детей больных олигофренией: благодаря усилиям родителей и педагогов специальных учебных заведений большинство детей с умственной отсталостью (кроме идиотии и тяжелой имбецильности) могут многому научиться. Только это займет больше времени и потребует больше усилий.

Детям с легкой интеллектуальной недоразвитостью нужны внимание, поддержка и позитивная мотивация, а детям с умеренной степенью олигофрении следует помочь овладеть элементарными навыками общения с другими детьми и взрослыми, приучать к простейшему самообслуживанию. В спецшколах реабилитация проводится методами лечебно-коррекционной педагогики, и многие дети с умеренной олигофренией получают начальные навыки счета, письма, чтения, рисования, ручного труда

Этиологческое лечение применимо в случаях, когда олигофрении связана с наследственными нарушениями обмена веществ или ферментопатиями (фенилкетонурия).

Назначаемое врачами симптоматическое лечение олигофрении у детей – с использованием транквилизаторов (седативных средств) или нейролептиков (антипсихотических препаратов) – направлено на снятие повышенной напряженности и обсессивно-компульсивных расстройств, на улучшение настроения, а также необходимо при психотическом возбуждении и тяжелых расстройствах поведения с выраженной агрессивностью.

Но данные препараты вызывают массу побочных эффектов, а постоянный прием нейролептиков имеет практически неизбежные последствия в виде экстрапирамидных двигательных расстройств, ригидности или непроизвольной спастики мышц, стойком нарушении сна и остроты зрения. Также может снизиться память и развиться амнезия.

Более целесообразным считается применение витаминов группы В. К примеру, препарата Гамалате В6 (в форме раствора для приема внутрь) – с гидробромидом глутамата магния, гамма-аминомасляной кислотой и витамином В6, который оказывает седативное действие (угнетает процессы возбуждения ЦНС) и в то же время способствует повышению концентрации внимания и улучшению памяти.

Народное лечение олигофрении у детей, предполагает лечение травами: отваром корней валерианы лекарственной (детям нельзя давать аптечную спиртовую настойку). Также используются лекарственные растения гинкго билоба и корень женьшеня. Гомеопатия в лечении детей с умственной отсталостью не применяется.

Прогноз олигофрении у детей — пожизненная неполноценность интеллекта различной степени и сопутствующие проблемы психического характера. При тяжелых формах (значительно выраженной имбецильности) и глубокой олигофрении (идиотии) – инвалидность, которая может потребовать нахождения в специализированных медицинских учреждениях.

Профилактика олигофрении заключается в полном обследовании женщины при планировании беременности (обязательно сдать анализ крови на TORCH-инфекции); также следует проконсультироваться у генетиков, особенно, если в истории семей будущих родителей были случаи рождения детей с различными синдромами умственной неполноценности. Обязательному лечению до беременности подлежат конгенитальный токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис. Беременным следует обязательно принимать фолиевую кислоту в первом триместре беременности и остерегаться инфекций (коревой краснухи и др.)

По данным Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP), умственной отсталостью страдают почти 6,5 млн. человек в Соединенных Штатах, из них — более 550 тыс. в возрасте от 6 до 20 лет. В Великобритании детей и подростков с различной степенью олигофрении насчитывается до 300 тысяч.

Олигофрения у детей затрагивает 2-3% общей численности населения планеты. 75-90% имеют легкую форму патологии.

Степени олигофрении

В классификации олигофрении по М.С.Певзнер выделяли ранее 3 разновидности патологии. Затем система была доработана, выделили 5 видов умственной отсталости:

  • неосложненную форму;
  • осложненную нарушениями нейродинамических процессов;
  • осложненную психопатоподобным поведением;
  • сопровождающуюся нарушением функционирования различных анализаторов;
  • сопровождающуюся выраженной недостаточностью лобных долей головного мозга.

Выделяют в других классификациях 3 разновидности умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотию.

Дебильность

Легкая степень нарушений называется дебильностью. Уровень интеллекта варьируется от 50 до 70 баллов. Абстрактное мышление ограничено, реже — невозможно. Сложные понятия воспринимают тяжело, испытывают затруднения с обобщением. Преобладает описательный тип мышления. Сохраняется возможность обучения в школе со здоровыми детьми, но в процессе занятий будут возникать сложности, ребенок может отставать. Особенно плохо олигофрены понимают математику, физику.

Такие больные часто перенимают чужие суждения, собственные вырабатывают с трудом. Запоминая какие-либо фразы, в будущем используют их шаблонно. Могут учить окружающих той информации, которую усвоили. В незнакомых ситуациях ориентироваться им трудно, способность к импровизации развита слабо.

Из-за высокой внушаемости могут становиться жертвами преступлений. Нередко дебильных людей используют в своих махинациях преступники. Поскольку они не умеют самостоятельно оценивать обстановку, испытывают затруднения при оценке чужого поведения.

Характерно проявление примитивных форм влечения. Такие дети нередко ведут себя вульгарно, могут быть распущенными. Нередко рано начинают жить половой жизнью, если получают такую возможность. Чаще добродушны, приветливы, доброжелательны. Возможен и противоположный вариант: повышенная мстительность, агрессивность. Могут быть слишком малоподвижными или, наоборот, чрезмерно активными.

Имбецильность

Олигофрен такого вида обладает уровнем интеллекта 35-40 баллов. Есть способность к образованию представлений; образование понятий либо сильно затрудняется, либо совсем становится невозможным. Обобщение, абстрактное мышление у таких людей полностью отсутствуют. Они могут обучиться простым бытовым действиям, необходимым для самообслуживания, выполнять простую трудовую деятельность, подражая кому-либо. Могут работать, если в их обязанности будут входить только простые, повторяющиеся, монотонные действия.

Понимают простую речь, сами способны воспроизводить небольшое количество слов. При общении используют короткие фразы, состоящие чаще всего из 1-2 слов. Длинные предложения при разговоре не применяют.

Личные интересы таких людей отличаются примитивностью, часто их интересует лишь удовлетворение базовых потребностей. Они однако легко поддаются внушению, из-за чего нередко становятся жертвами преступных махинаций. Часто бывают чрезмерно прожорливы. Секс редко интересует больных с имбецильностью, если повышенное половое влечение наблюдается, характерно распущенное поведение, неспособность контролировать свои действия.

Самостоятельно жить такие люди не могут, им постоянно нужен надзор.

Идиотия

Самое тяжелое проявление. Социальная адаптация нарушена сильно. Диагностируют чаще у детей сразу после рождения или в первые несколько недель жизни. Уровень интеллекта не превышает 34 баллов. Движения неуклюжие, нецеленаправленные. Речь почти отсутствует. Эмоции проявляются слабо, наблюдаются лишь простые реакции. Больные мало активны физически, редко могут контролировать процессы мочеиспускания и дефекации. Нередко не могут отличить несъедобный предмет от пищи. Обучить возможно лишь самым простым навыкам.

Нередко нарушения в работе головного мозга сопровождаются неправильным развитием внутренних органов, расстройством их функций. При правильном уходе больные с идиотией иногда доживают до 30-40 лет, чаще однако погибают раньше. Без надзора жить не способны, обучаться могут лишь в специальных интернатах.

F70-F79 УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.

Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.

Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.

При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.

Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:

.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения.8 Другое нарушение поведения.9 Без указаний на нарушение поведения

Классификация олигофрений

Есть несколько классификаций олигофрений. Традиционно олигофрении классифицируются по степени выраженности. Есть также альтернативная, качественная классификация по М. С. Певзнер, клинико-физиологическая классификация С. С. Мнухина и Д. Н. Исаева и этиопатогенетическая классификация Г. Е. Сухаревой.

Степени

При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости. Согласно традиционной классификации существует 3 её степени: дебильность, имбецильность и идиотия.

Термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия» полностью исключены из МКБ-10. Это сделано в связи с тем, что они вышли за сугубо медицинские рамки, стали играть социальный (негативный) оттенок. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости.

Рубрика (МКБ-10) Степень умственной отсталости (МКБ-10) Традиционный термин (МКБ-9) Коэффициент интеллекта Умственный возраст
F70. Лёгкая Дебильность 50—69 9—12 лет
F71. Умеренная Нерезко выраженная имбецильность 35—49 6—9 лет
F72. Тяжёлая Выраженная имбецильность 20—34 3—6 лет
F73. Глубокая Идиотия до 20 до 3 лет

Когда оценка степени умственной отсталости затруднена или невозможна (например, из-за глухонемоты, слепоты), используется категория F78. «другие формы умственной отсталости».

В более ранних версиях международной классификации болезней (МКБ-8) имелась ещё (IQ 68—85). Тем не менее, данный диагноз присутствует в современной американской классификации DSM-5 (коды V62.89, R41.83) под названием «пограничное интеллектуальное функционирование».

Краткое описание

Умственная отсталость — группа стойких непрогрессирующих патологических состояний, различных по этиологии и патогенезу, проявляющихся наследственным, врождённым или приобретённым в первые годы жизни интеллектуальным дефицитом, приводящим к социальной и трудовой дезадаптации. Нарушения познавательной способности и расстройства поведения проявляются до 18 лет. Частота • Заболеваемость и распространённость расстройства тесно связаны с социальным и экономическим уровнем, а также состоянием здоровья населения • Умственную отсталость наблюдают у 3% населения (у мужчин в 1,5 раза чаще), но диагностируют лишь у 1–1,5%.

Код по международной классификации болезней МКБ-10:

Причины

Этиология • Хромосомные аномалии, например синдром Прадер–Вилли, синдром ломкой Х — хромосомы, синдром Тёрнера, синдром Кляйнфелтера • Другие генетические нарушения, например синдром Тэя–Сакса, болезнь Гоше, синдром Ниманна–Пика, синдром Леша–Найена, фенилкетонурия • Пренатальные факторы, например гестозы, хронические заболевания матери (анемии, эмфизема, гипертония), злоупотребление алкоголем, перенесённые во время беременности краснуха, сифилис • Перинатальные факторы, например преждевременные роды, переношенная беременность, родовые травмы • Постнатальные факторы, например менингит, энцефалит, генерализованные воспалительные заболевания, гипотиреоз, ЧМТ, отравления свинцом, угарным газом.

Борьба за нормальную жизнь

Лечение умственной отсталости осуществляется как посредством психолого-педагогической коррекции, так и медикаментозно. В последнем случае активно используют ноотропы, к тому же работа с причинами заболевания на ранних стадиях может предотвратить психическое недоразвитие.

В целях развития детей с умственной отсталостью ноотропы стали играть большую роль. Часто рекомендации врачей включают не только ноотропный препарат, но и сосудорасширяющий. Кроме того, обязательно включение в лечение приема витаминов группы В, которые способствуют улучшению метаболических процессов в центральной нервной системе, что положительно сказывается на течении умственной отсталости.

Рекомендуем: Когнитивное развитие — это

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Причины возникновения умственной отсталости и сопутствующие факторы влияют на процесс лечения. В последние годы, если не помогают лекарственные препараты, для лечения тяжелой и глубокой стадии предлагают использовать хирургическое вмешательство. К нему относится пересадка эмбриональной ткани или стволовых клеток в некоторые участки мозга.

Детская умственная отсталость легкой и умеренной степени при условии работы с проблемой поддается значительной корректировке. Особенности развития людей с интеллектуальными нарушениями диктуют свои правила в обучении. Воспитание детей и их обучение должно вестись с оглядкой на задержку развития интеллекта и адаптивных навыков, нужно формировать базовые навыки и умения для того, чтобы ребенок смог идти дальше:

  • Тренировка кратковременной памяти.
  • Обучение детей связыванию информации в смысловые блоки.
  • Тренировки на определение главных и второстепенных элементов.
  • Научение переносить выявленные методы в другой контекст.
  • Работа с ребенком относительно адаптивного поведения (социальные нормы; навыки, необходимые в повседневной жизни, и прочее).
  • Обучение навыкам самоопределения.

Обучение детей с умственной отсталостью стоит проводить в игровой форме, так как в основном у них преобладает непроизвольное внимание. Игры для детей с умственной отсталостью должны соответствовать нескольким критериям:

  • Обучение рациональным приемам запоминания.
  • Эмоциональность, поощрение успеха, создание направленности на включение в деятельность.
  • Игровая цель может быть достигнута только при усвоении необходимого материала.
  • Организация игр должна способствовать развитию самостоятельности.
  • Большое количество повторений.
  • Развитие сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
  • Формирование поисковой активности, уход от простого перебора вариантов.

Причины

 Зачастую заболевание формируется во внутриутробном периоде. Этому способствует наследственная предрасположенность, генные и хромосомные аномалии (синдром Дауна, синдром Ангельмана и пр. ). Имбецильность может развиться после перенесенного будущей матерью инфекционного заболевания (сифилис, краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз и тд ) или же при резус-конфликте матери и ребенка (иммунологической несовместимости крови).  В качестве повреждающего фактора, приводящего к развитию патологического процесса, выступают химические вещества (в первую очередь наркотические средства и алкоголь), а также повышенные дозы различного рода излучений (частые рентген-исследования беременной). Имбецильность малыша может быть следствием недостатка йода в организме беременной. Именно этот микроэлемент играет важную роль в формировании нервной системы плода. Недостаточное, бедное витаминами, макро- и микроэлементами питание, также увеличивает риск развития заболевания.  В раннем возрасте имбецильность могут спровоцировать тяжелые роды с асфиксией и травмированием плода, полученные черепно-мозговые травмы, детские инфекции. Имбецильность развивается и при недостатке общения со взрослыми. Обычно этот фактор в совокупности с недостаточным питанием (недостатком того же йода) наблюдается в неблагополучных семьях. В развитии имбецильности играют роль не только физические отклонения в нервной системе, но и отсутствие интеллектуального развития после рождения (социальный фактор).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector