Простыми словами про гештальт-терапию: что это такое и почему его надо закрывать, методы и техники
Содержание:
- Обучение
- Гештальт-терапия. Основные понятия, рекомендации
- Кому рекомендуется
- Гештальт–терапия
- Работа с полярностями
- Причины появления гештальтов
- Гештальт это: научиться наслаждаться текущим моментом…
- Основные методы и техники
- Упражнения
- Гештальт-терапия: что это такое простыми словами?
- Методы и техники
- Как и почему контакт прерывается
Обучение
Гештальт-терапия сложное направление в психологии, с философским и гуманистическим уклоном и для того, что бы изучить ее практически необходимо обучиться у профессионалов.
В наши дни учебные курсы можно пройти в образовательных учреждениях: очно, заочно и даже онлайн.
В Москве лекции и мастер классы от профессоров, доцентов и ведущих специалистов предлагает институт гештальт терапии и центры по повышению квалификации в области психологии. Желающие могут познакомиться как с базовыми понятиями гештальт-метода, так и с его тонкостями.
Обучение организуется так, что теория и практикум чередуются, что позволяет участникам группы закрепить знания через личный опыт участия в психотерапевтических занятиях.
Изучение гештальт-терапии необходимо:
- для специалистов, которые планируют использовать этот метод в своей практике;
- для психотерапевтов, желающих поработать над собственными проблемами;
- для практикующих психологов и психиатров, которые хотят расширить свои знания по профессии.
Продолжительность обучения от 3-х до шести месяцев. Стоимость от десяти до сорока тысяч рублей, в зависимости от продолжительности и содержания программ обучения.
Видео:
Гештальт-терапия. Основные понятия, рекомендации
Гештальт-терапия — молодое направление психотерапии, сформированное психологом из Германии Фридрихом Перлзом. Включает в себя инструменты психоанализа, биоэнергетики, психодрамы и гештальтпсихологию. В ее основе лежит восприятие происходящего за счет целостных образов и ситуаций. Человек воспринимается, как единое целое со своим разумом, эмоциями, окружающей средой.
Главные определения
Гештальт-терапия основана на трех понятиях: контакт, граница и результат.
- Контакт происходит между пациентом, его внутренним миром и окружающей средой.
- Граница образуется там, где происходит пересечение с внешними явлениями. Индивид устанавливает контакт с окружающим миром: другими людьми, внешней средой.
- От того, какое восприятие получилось в процессе контакта, зависит исходный результат.
Это будет или идентификация, или отторжение. На это влияет насколько удовлетворены потребности и желания индивида. Если получена порция теплых чувств и приятных эмоций, происходит идентификация. В случае, когда ситуация вызывает неприятные ощущения, не соответствует внутренним установкам, появляется отторжение.
Примеры возникновения гештальта
Гештальтом является любая отдельная ситуация. Они могут быть большими, включающими в себя какой-то затяжной процесс, для которого характерны общие черты, например, поездка в отпуск. Или могут быть маленькими, в которые заключены небольшие алгоритмы действий, например, стирка белья. Каждый гештальт имеет начало и конец. Начинается он в момент возникновения потребности, а завершается, когда получен результат.
Алгоритм гештальта:
- Потребность. Выражается в простом желании. (Потребность в сне).
- Поиск возможностей на текущий момент времени. (Можно вернуться домой или прилечь там, где человек находится в данный момент).
- Оценка возможностей. Выбирается оптимальный вариант, удовлетворяющий не только прямую потребность, но и побочные. (Дома спать комфортно, но удобней поспать на месте, так как на дорогу домой будет потрачено много времени и средств).
- Удовлетворение потребности. (Сон).
- Результат и прекращение контакта. Может занимать различный период времени от секунды до всей жизни, в зависимости от размеров гештальта. (Человек выспался и может продолжать свои занятия).
Небольшое видео:
Алгоритм прост, но может сбиваться. На это влияют внешние факторы, независящие напрямую от человека. Ту же потребность во сне невозможно удовлетворить в рабочее время. «Г» остаётся незавершенной актуальной задачей. До тех пор, пока желаемое не достигнуто, происходит давление на сознание: ухудшается настроение, появляются негативные мысли, на физическом уровне ухудшается самочувствие.
«Г», незавершенные в прошлом, могут пагубно влиять на настоящее и будущее человека. Мать, давшая обещание малышу записать его на танцы, но не выполнившая этого, возможно, будет чувствовать себя виноватой даже когда ребенок вырастет.
Механизм пагубного воздействия незавершенных гештальтов:
- Внутренние возможности переносятся на внешние причины. Человек перестает пользоваться внутренним резервом для контакта с окружающей средой, в период неудач списывает на обстоятельства внешнего мира. В плане общения он обвиняет окружающих в неумении преподнести себя, в других ситуациях списывает неудачи на помешавшие обстоятельства.
- Человек делает то, что мог бы получить от других или сделать с ними. На уровне организма появляются заболевания, психосоматической природы. Психические отклонения проявляются в причинении боли себе или в суициде.
- К собственным оценкам человека, подключаются чужие мнения, которым не дана адекватная оценка. Возникает ощущение неполноценности там, где есть опыт, знания и навыки.
- Границы контакта полностью нарушаются и не восстанавливаются. Навязчивым становится желание контролировать окружающих.
Ещё одно весьма интересное видео:
Рекомендации в рамках такого лечения
Чем больше незавершенных ситуаций, тем хуже чувствует себя человек. Порой, самостоятельно разобраться не получается. В этом случае терапевт должен выявить проблему, спровоцировать пациента на реакцию, проиграть с ним ситуацию прошлого в настоящем. Важен гуманный подход к пациенту, при котором доктор перестает быть исследователем, а становится попутчиком для прохождения гештальта. В первую очередь должны быть исключены механизмы давления: воля, контроль, подавление эмоций.
Кому рекомендуется
Гештальттерапия имеет более широкий диапазон применения, чем любая другая психологическая школа. Это индивидуальная и групповая терапия, семинары, работа с детьми и семьями. Эта психотерапия практикуется в обычных больницах, в частных клиниках, а также в центрах личностного роста, терапевтических группах и т.п.
Гештальтпсихология наиболее полезна для клиентов, открытых работе над самосознанием, а также для тех людей, которые желают научиться быть ответственными. Такая психотерапия отлично подходит для клиентов, страдающих от повышенной тревожности, депрессии и заниженной самооценки.
Гештальттерапия работает с клиентами любых возрастов и с самыми разными психологическими проблемами. Она традиционно считается наиболее эффективным подходом для чрезмерно социализированных, тревожных и лиц с нарушенными границами. Особенно это относится к перфекционистам, а также к клиентам с депрессиями и фобиями, то есть к тем людям, чьё ограниченное функционирование возникло в результате «внутренних ограничений».
Кроме того, гештальттерапия успешно используется при лечении широкого круга «психосоматических расстройств», в том числе язвенного колита, мигрени, спазмов спины и шеи. Гештальттерапевты также работают с лицами, испытывающими сложности взаимодействия с авторитетными фигурами, с парами, с широким диапазоном интрапсихических конфликтов. В психиатрии известно немало случаев, когда гештальттерапия эффективно помогала психопатам и больным с тяжёлыми нарушениями характера.
Ещё полвека назад Фридерик Перлз предрекал, что, начиная с 1970-х гг, гештальтпсихология выделится в отдельное течение, а в дальнейшем станет могущественной психотерапевтической силой. Его пророчество полностью исполнилось. Сегодня, наверное, нет таких людей, которые хоть что-либо не знали бы об этом психологическом направлении. С помощью гештальттерапии клиент получает возможность осознанно выбирать своё поведение, использовать разные аспекты личности, делать жизнь наполненной, избавляться от психосоматической либо невротической симптоматики. Эта личность умеет противостоять манипуляциям окружающих и сама обходится без манипулирования. Иначе говоря, человек учится крепко стоять на ногах.
Гештальт–терапия
Гештальт-терапия
– направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Термин «гештальт» – это целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и все окружающее его – единое целое. Основатель гештальт – терапии — психологФридрих Перлз . Контакт и граница – это два основных понятия данного направления.
Контакт
– процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода – нам нужна пища.
Жизнь абсолютно любого человека – это бесконечные гештальты, будь то маленькие или большие события. Ссора с дорогим и близким человеком, взаимоотношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюбленность, разговор с коллегами по работе – все это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любое время, хотим мы этого или нет, а возникает он вследствие появления потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту свойственно иметь начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения.
Техника гештальт-терапии
Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми.
Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей. Игры построены на внутреннем диалоге, диалог ведется между частями собственной личности (со своими эмоциями – со страхом, беспокойством). Чтобы это понять, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения – что происходило с вами.
Техника игры:
- Для игры потребуется два стула, их необходимо расположить друг, напротив, к другу. Один стул – для воображаемого «участника» (вашего собеседника), а другой стул – ваш, то есть конкретного участника игры. Задача: менять стулья и при этом проигрывать внутренний диалог — стараться максимально отождествит себя с различными частями своей личности.
- Совершение кругов. Непосредственный участник игры, должен идя по кругу обращаться к вымышленным персонажам с вопросами волнующими его душу: как его оценивают участники игры и, что он сам испытывает к воображаемой группе людей, к каждому человеку в отдельности.
- Незаконченноe дело. Незавершенный гештальт, всегда требует завершения. А как этого достичь, вы можете узнать из следующих разделов нашей статьи.
Вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных задач, планов связанных с их родственниками, родителями или друзьями.
Незавершенный гештальт
Очень жаль, конечно, что не всегда желания человека воплощаются в реальность, а говоря языком философии: завершение цикла может занять чуть ли не всю жизнь. Цикл гештальта в идеальном варианте, выглядит так:
- Возникновение потребности;
- Поиск возможности ее удовлетворения;
- Удовлетворение;
- Выход из контакта.
Но всегда есть некие внутренние или же внешние факторы, препятствующие идеальному процессу. В результате чего, цикл остается незавершенным. В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остается незавершенным, он продолжает изнурять человека на протяжении всей его жизни, при этом еще и задерживает исполнение всех других желаний. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.
Для завершения незавершённых гештальтов можно воспользоваться советом, который сто лет назад дал миру – замечательный поэт, драматург и писатель — Оскар Уайльд:
«Чтобы побороть искушение – нужно ему… поддаться».
Завершенный гештальт дает непременно свои плоды — человек становится приятным, легким в общении и начинает быть необременительным для других людей. Люди, с незавершёнными гештальтами всегда пытаются завершить их в других ситуациях и с другими людьми – насильно навязывая им роли в сценариях своих незавершённых гештальтов!
Маленькое, несложное, действенное правило: начните с завершения самого простого и лежащего на поверхности гештальта. Исполните свою заветную (желательно – не серьезную) мечту. Научитесь танцевать танго. Рисовать природу за окном. Совершите прыжок с парашютом.
Работа с полярностями
В гештальт-терапии этим термином принято называть крайности поведения человека, противоположные и конфликтующие между собой образы жизни, между которыми выбирает пациент. Чтобы разобраться в себе и сделать правильный выбор, помогут следующие упражнения.
«Борьба противоположностей». Терапевт озвучивает тему дискуссии, а после одному из клиентов поручает роль защищающегося, а другому — нападающего. Участникам необходимо сесть лицом друг к другу и начать дискуссию, при этом строго придерживаться отведенной роли. Нападающему свойственно критиковать, ругать и поучать партнера. Защищающийся должен извиняться и оправдываться. На дискуссию отводится десять минут, затем участники меняются ролями. Суть данного упражнения заключается в том, чтобы каждый участник смог осознать чувство незащищенности, унижения, робости защищающегося и ощущение агрессии, власти нападающего.
«Разыгрывание ролей». Данное упражнение довольно часто применяется в современной российской практике, а отзывы о гештальт-терапии и об этого методе свидетельствуют о его эффективности. Данный способ заключается в следующем: психотерапевт предлагает группе участников поочередно проиграть свои внутриличностные противоречия, которые ими до конца еще не осознанны, но достаточно понятны для других людей. Например, если клиент смущается, говорит тихим голосом, очень часто извиняется, и при этом не замечает этого, то ему следует поручить сыграть роль робкого, застенчивого человека. Также специалист его просит несколько утрировать те черты его характера, которые у него наиболее выражены. Если пациент осознает особенности своего поведения и желает от них избавиться, ему можно предложить сыграть роль человека с противоположными чертами характера, например начальника, которому свойственно разговаривать с подчиненными в приказном тоне.
Причины появления гештальтов
Чтобы лучше понять, что такое гештальт, ученые проводили исследования с представителями разных народностей. Они обнаружили интересную закономерность: люди, живущие в условиях первобытно-общинного строя, не подвержены формированию незакрытых гештальтов. Более того, даже в цивилизованном обществе вероятность формирования гештальта у конкретного человека тем выше, чем выше уровень его образования и социальный статус.
Почему так происходит? Причина проста: гештальт формируется, если для человека важны его жизненные достижения. Образованный человек часто обдумывает своё прошлое, оценивает нравственность собственных поступков, переосмысливает свой выбор и анализирует ошибки. Представитель какого-нибудь племени, в отличие от него, живёт сегодняшним днём. Он работает, развлекается, строит дом и создаёт семью, исходя из актуальных потребностей. И у него совершенно нет времени на обдумывание собственных оплошностей.
Гештальт это: научиться наслаждаться текущим моментом…
Научитесь жить «здесь-и-сейчас» и будет Вам счастье, говорят гештальт терапевты.
Почитайте статью, опубликованную на нашем сайте «Доклад Всемирного банка о России или четыре ступени долгой жизни» и Вы узнаете, что бывает с теми, кто пренебрегает принципом «здесь-и-сейчас».
Для того, чтобы научиться этому принципу, существует масса гештальт упражнений
Например, научиться тщательно пережёвывать пищу зубами, обращая внимание на то, что вы едите. Подробнее об этой технике гештальта (любимой технике Фрица Перлза — основателя гештальт-терапии) Вы прочтёте в статье «Кухонные тайны гештальт-терапии», опубликованной на нашем сайте.
Проекция и интроекция в гештальт-терапии
Для того, чтобы пациенты научились жить с широко открытыми глазами и видеть в жизни то, что в ней есть на самом деле (а не невротические галлюцинации) гештальт-терапия учит их работать с двумя основными проблемами, которые обозначаются терминами: проекция и интроекция.
Изучив статьи «Упражнение: «Как это было на самом деле» и «Эта коварная проекция или «Я вижу все твои карты», Вы, с помощью простых, интересных и наглядных психологических упражнений-техник приблизитесь ещё на шаг к идеалу здорового человека, каким его понимают психотерапевты — то есть счастливого, успешного не-невротика.
В статье «Жертвы интроекции: кто они?» Вы прочитаете о том, как негативные родительские установки мешают нам быть богатыми, любимыми и довольными жизнью людьми. И, конечно, в статье Вы узнаете, как работать с не проработанным родительским сценарием.
В статье же «Упражнение «Истоки наших убеждений» Вы познакомитесь с наиконкретнейшей психологической техникой проработки родительского сценария, которая выполняется в два этапа за два дня. (Это конечно не значит, что можно перестать быть невротиком за двое суток).
Ну а если вы прочитаете статью «Притча о Художнике или «не забыть напоить гостей чаем» вы узнаете, почему принцип жизни «здесь-и-сейчас» так важен для философов и психотерапевтов. Вы узнаете на примере яркой и парадоксальной метафоры его глубочайшую философскую подоплёку и поймёте правоту основателей гештальт подхода. Или поймёте что-то другое — своё. Что тоже прекрасно. Ибо понимание — ценно само по себе
И при этом неважно, что мы поняли.
А теперь мы предлагаем вам удивительный гештальт расклад для психологических карт, который поможет разгрести проблемы прошлого, чтобы можно было со спокойной душой двигаться дальше.
Тема эта лежит «на стыке» в том числе и гештальт методов, но ни те, ни другие, ею не занимаются. А между тем проблема-то есть, она очевидна, вездесуща и её можно разглядеть абсолютно невооружённым глазом!
Итак, типичный облик гештальт невротика.
Человек, на вид явно «застрял» в каком-то отчётливом десятилетии со всеми его трендами и модами (например, в 90-х).
Он, например, носит длинные волосы в хвосте (хаер), она ходит с хиппи-рюкзачком, у обоих пирсинг в ушах и чёрные толстовки с металлическими группами, но выглядит это всё никак не стильно, а только уныло и страшно, как Сайлент-хилл, как грязные некачественные книги на букинистическом развале.
Почему человек так себя ведёт? Попытаемся разобраться без гештальт псизологии.
У него что совсем нету денег на обновление гардероба? Пустое! Вещи изнашиваются и мы приобретаем новые.
Может быть, он живёт в полной изоляции от информации и не ведает, что вообще сейчас люди носят? Нет.
Или он настолько обозлён на мир, на молодёжь, деградировал, и уже почти превратился в брюзгливого старика, который считает, что «раньше всё было лучше» и любая современная мода кажется ему загодя отвратительной, никчёмной, оскорбляющей лично его, её?
Это уже ближе к правде, поскольку с точки зрения гештальт психологии все мы любим эпоху, на которую пришлась наша юность, но всё равно нет, не совсем так.
Есть вполне благожелательные добрые весёлые люди, которые ещё не научились «ненавидеть весь мир», ещё не превратились в «стариков с клюкой, обвиняющих правительство», но тем не менее, глядя на них, мы всё равно констатируем: застрял(а) в девяностых.
В том времени, когда ему (ей) было 18-25 лет…
Как вы уже знаете, гештальт-психологи объясняют этот феномен просто. В том роковом десятилетии (ходячей рекламой которого они и являются) осталось максимальное количество их незавершенных гештальтов.
Если вооружиться гештальт психологией и ее методами, начинаем понимать что они и не покидают это место и это время, всё ждут чего-то или кого-то… Всё пытаются разгрести проблемы прошлого, чтобы можно было со спокойной душой двигаться дальше…
Основные методы и техники
Гештальт подход предполагает использование широкого диапазона разнообразных методов и техник психологического воздействия на клиента. Основные методы и техники работы:
- Расширение человеческого сознания;
- Разрешение личностных противоречий (данный метод основан на том, что каждая личность по своей природе противоречива и сочетает в себе несочетаемые качества);
- Повышение интенсивности чувств и ощущений;
- Коррекция фантазий и желаний пациента.
Также специалист старается внушить пациенту мысль о том, что только он сам несет ответственность за свои поступки и вызванные ими проблемы. Повышение чувства ответственности помогает успешно корректировать многие невротические расстройства.
Цель основных методов и техник – помочь клиенту взглянуть на себя новыми глазами
Упражнения
Упражнений гештальт-терапии множество. Самыми действенными и ходовыми считаются следующие:
- Здесь и теперь. Пациент раскрывает прошедшую ситуацию в настоящем моменте и фокусируется на своих эмоциях в данный момент. В данном упражнении можно использовать фантазию. Например, представлять себя на месте какого-либо человека, выдумывать нереальный образ и действия. Все это позволяет выявлять глубоко спрятанные внутри эмоции и предугадывать реакцию на те или иные события.
- Сновидения. Именно сон является ключикам к нашим неосознанным и не пережитым чувствам. Во снах кроются потаенные желания, страхи и проблемы. Терапевт, разбирая по деталям сновидение, может раскрыть многие зажатости и страхи. Это в свою очередь влияет на самочувствие человека, так как неразрешенные ситуации становятся видны и понятны.
- Телесный контакт. Опыт пациента рассматривается в его целостности. Здесь важны не только эмоции и выражения, но и жесты, мимика, физическая реакция на раздражители. С помощью обращения внимания на тело можно добиться установки взаимосвязи «мысль»-«слово»-«движение»-«действие». По этой цепочке специалист «читает» клиента и корректирует его реакции путем объяснений и примеров на практике.
- Взаимодействие с окружающей средой. Терапевт устанавливает связь в группе не только в процессе диалога, но и путем обращения внимания его членов на поведение окружающего пространства. Это означает, что люди должны воспринимать себя не только как замкнутый субъект, но и ориентироваться на чувства и эмоции рядом находящихся.
Важно! В ходе работы психолог постоянно находится в поиске и применении тех упражнений, которые подходят конкретно под сложившуюся ситуацию. Если возникает необходимость коррекции, то специалист умело ее выполняет
Этапы гештальт-терапии
При проведении личных или групповых занятий гештальт-терапевт придерживается следующих этапов:
- Присутствие рядом с пациентом.Соблюдение этого момента гарантирует важнейший эффект терапии – эффект исповеди. Проговаривание ключевых моментов фиксируется терапевтом, что позволяет ему принять решение о тех или иных корректирующих действиях.
- Постоянная фокусировка на чувствах, эмоциях, желаниях и других эмоциях пациента с целью вхождения в его пространство. Это позволяет анализировать и принимать независимые решения, которые помогают наладить контакт пациента с самим собой.
- Вопросы. При работе терапевт постоянно задает человеку наводящие и помогающие в восприятии своего внутреннего я вопросы. Вопросы должны быть без явных суждений и оценок, обладать четкостью и ясностью. Чем уверенней пациент будет отвечать и чем чаще повторять односложные предложения, тем выше эффект терапии.
- Обратная связь. Осуществляется через реакцию терапевта на ответы и эмоции пациента. Это позволяет узнать о себе как самому человеку, так и психологу.
Примеры упражнений
Примерами упражнений могут служить следующие:
- «Горячий стул». Участники располагаются по кругу, а клиент садится посередине них. Его задача, рассказать о волнующих душу моментах. После окончания диалога другие участники выражают свои чувства и эмоции по отношению к услышанной ситуации. И так делает каждый из присутствующих на тренинге.
- «Челночное движение». Нагнетание интереса к персоне. При выражении чувств пациента, специалист делает акцент на совершенно не значимых вербальных и невербальных его проявлениях. Жесты, мимика, прикосновение к стулу и прочее. Таким образом, достигается перемещение волнующей ситуации на другие области бытия.
- «Круговой обход». Все участники должны выразить отношение и чувство к друг другу. За счет этого контакта выявляются скрытые и не проявленные вовремя потаенные эмоции.
- Понимание действительности. В настоящем моменте происходит осознование проработанных ранее ситуаций. Это помогает закрепить эффект прошлого и оставить конфликты за бортом психики.
В видео представленном ниже Психолог Николай Лу рассказывает про гештальт-упражнение «Контакт с любимым мужчиной! Психология Отношений»
Гештальт-терапия: что это такое простыми словами?
В основе гештальт-терапии лежит необходимость закрыть гештальт, который мешает человеку жить. Перед этим следует разобраться, что же вообще такое – гештальт.
В психологии гештальт подразумевает под собой определенный образ или структуру, которая относится к удовлетворению любых потребностей человека в:
- Еде;
- Любви;
- Признании трудовых заслуг и т. д.
Каждый человек воспринимает мир именно с помощью образов, то есть гештальтов.
Лучшего всего будет понять это на примере потребности в еде. Допустим, человек проголодался и тут же вступает в дело его гештальт, касающийся пищи. Это совокупность:
- Ощущений (легкая слабость, урчание в животе);
- Предпочтений (стейк, овощной салат и т. д.);
- Привычного плана реализации удовлетворения потребности. Один быстренько нарезает себе бутерброд или отваривает пельмени, а другой полчаса готовит что-то из множества ингредиентов.
После того, как человек ощутил голод, купил или приготовил блюда, а затем съел их, можно считать простейший гештальт закрытым.
Методы и техники
Гештальт терапия базируется на общих методических принципах. Специалисты при работе используют термины, которые помогают в раскрытии чувств и эмоций пациента. Техник множество, но все они могут быть смело разделены на две группы:
- Техника диалога. При работе ведется диалог между пациентом и терапевтом. При этом специалист использует примеры из свой личной жизни, пытается разъяснить некоторые моменты и сгладить острые углы в понимании.
- Проективная техника. Работа ведется с образами восприятия, сновидениями клиента. Терапевт при этом активно его поддерживает при помощи жестов, киваний и иных манипуляций. Все это позволяет раскрепоститься и понять свои эмоции в более объемной форме.
Основным методом гештальт-тарепии является экспериментирование. В ходе рассуждений пациент должен визуализировать все свои эмоции «здесь и сейчас». Это является своеобразной структурой, которая помогает раскрыть все подводные камни внутреннего мира, освободиться от негатива, переживаний и стресса.
В групповых занятиях психолог заранее вооружается специальными упражнениями, которые подбираются в зависимости от решаемой проблемы. Чтобы завершить неразрешенные ситуации и не выраженные ранее эмоции, терапевт может применять методики фокусировки на чем-либо. Примером может служить прослушивание собственного дыхания, сосредоточение на звуках окружающего пространства, которые затем оцениваются с позиции «приятно», «не приятно».
Интересной методикой служит усиление жестикуляции, концентрация на обрывках фраз, звуков, букв. Психологу с помощью этих упражнений становятся ясны модельные принципы поведения конкретного человека. Становится видно то поведение, которое может произойти с пациентом при влиянии того или иного фактора.
Фантазия также является базовой методикой раскрытия личности. Пациент через фантазирование, домысливание, угадывание может раскрыть в себе массу потаенных желаний, которые долго не могли выбраться наружу в повседневной жизни.
Интересно! Широко применяется на практике эксперимент с «пустым стулом». Его суть заключается в организации диалога между двумя различными личностями одного и того же человека. Терапевт при этом активно поддерживает выражение чувств и эмоций той и другой стороны до тех пор, пока не возникнет неразрешенный конфликт. Как только точка кипения становится наивысшей, психолог корректно завершает диалог и производится разбор ситуации.
Как и почему контакт прерывается
Прерывание контакта — серьезная проблема. Для наглядности вспомните приведенный выше пример о девушке. Допустим, она хочет отношений, но с несвободным мужчиной или даже с женщиной (преконтакт). На стадии контактирования у нее ничего не получается. Этап полного контакта также заканчивается ничем, поскольку отношения рушатся. В постконтакте один из партнеров полностью разрывает взаимодействие. Потребность девушки в семье при этом остается неудовлетворенной.
Прерывание контакта — еще одно из важных понятий гештальт-терапии. Существует несколько причин его появления.
Конфлюэнция
У человека не получается установить границы между собой и окружающим миром. В результате он не осознает свои потребности, желания, чувства. А значит, они остаются неудовлетворенными. Так случается с детьми в подростковом возрасте, когда они боятся быть не такими, как все. Или, например, в романтических отношениях, когда один из партнеров настолько погружается в другого, что напрочь забывает о своих интересах.
Интроекция
Это понятие похоже на предыдущее, но отличается конкретикой. Человек не только не способен установить границы между собой и окружающим миром. Он воспринимает его как что-то родственное ему. Его чувства, желания и потребности меняются на противоположные. В истории масса примеров, когда в период оккупации люди с оккупированных территорий становились агрессорами. Такое поведение было для них чужим, чем-то неправильным. Поэтому они не получали от него удовлетворения. Следовательно, цикл разрывался.
Кстати, создание термина «интроекция» приписывают Зигмунду Фрейду.
Проекция
Не похожа ни на первое, ни на второе понятие. В этом случае цикл прерывается на 2 или 3 фазе. Самость не устанавливает контакт с окружающей его средой. Человек думает, что у него все хорошо, что он легко взаимодействует с людьми, учится чему-то новому. Но в действительности мир непричастен к тому, что с ним происходит. Поэтому попытки снять или переложить ответственность на кого-нибудь другого выглядят нелепыми.
Профлексия
Практически то же самое, что и проекция. Только удовлетворение потребностей человек ищет в своем внутреннем мире. Он думает, что таким способом совершенствуется, развивается как личность. Эти мысли далеки от реальности. Со стороны даже кажется, что индивид страдает аутизмом. Он закрывается в себе, живет в своем подсознании.
Эготизм
Это болезненная форма профлексии. Погружаясь во внутренний мир, человек становится неспособным адекватно оценивать свои возможности и способности. Он считает себя лучше других. Это ведет к возникновению нарциссизма. Самость думает, что все потребности она сможет удовлетворить самостоятельно.
Дефлексия
Что это такое? Простыми словами это потеря функции эго. Чувства, эмоции, переживания человека попадают в зону, которая не имеет отношения ни к его внутреннему, ни к окружающему миру. Из-за этого самость выпадает из реальности, пускается в абстрактные рассуждения, предается мечтам и фантазиям.