Заикание у детей

Плюсы и минусы лечения логопедией

Эффективность воздействия логопедических методик при коррекции заикания заключается не только в том, что в результате занятий человек избавляется от дефекта речевой деятельности, но и обретает уверенность в себе.

Логопедическая коррекция имеет еще и психотерапевтический эффект, так как занятия включают проработку личностных качеств.

Логопедическое воздействие затрагивает также высшие психические функции. Занятия для детей строятся таким образом, что одновременно происходит развитие памяти, внимания, мышления.

Каждая логопедическая методика коррекции заикания дает определенные результаты. Отрицательный результат в их применении может быть зафиксирован только в том случае, если логопед неправильно диагностировал степень развития дефекта и ошибся в подборе методики.

Что делать если у ребенка заикание?

При появлении первых признаков заикания у ребенка нужно обратиться к врачу и пройти всестороннюю диагностику. На основе полученных результатов, педиатр направит на лечение к профильному специалисту.

Если нарушение речи невротического характера, то ведущие специалисты в терапии – это детский психолог и невролог.

При неврозоподобном заикании основным врачом будет логопед-дефектолог, нередко при дополнительной помощи невролога.

Поскольку коррекция заикания носит комплексный характер, помимо занятий с врачами, значимое место в терапии патологии занимает помощь родителей.

Эффективными способами помощи родителей в преодолении заикания у ребенка являются:

  • создание комфортной и доброжелательной атмосферы дома;
  • соблюдение режима дня с обязательным 10-часовым сном;
  • размеренный темп учебы;
  • оздоровление и закаливание ребенка (витамины, гимнастика, улучшающая координацию, дыхание и работу сердечно-сосудистой системы);
  • внятная, спокойная, неторопливая речь родителей;
  • отсутствие резких жестов и повышения голоса у родителей;
  • поддержка тактильным контактом, похвалой;
  • возможность у ребенка говорить в комфортном ему темпе и др.

Также дома с ребенком выполняются речевые занятия. На данных занятиях необходимо использовать материал (книги, фильмы, игры, поделки), на основе которого проводится последующая беседа

В ходе беседы родители мягко корректируют речь, не заостряя внимание на её дефектах

Речевые занятия строятся по принципу «постоянно, посильно и постепенно», то есть от простого высказывания до развернутого ответа

Крайне важно занятия проводить регулярно в течение 3-4 месяцев, преодолевая страх перед речью

Сопутствующие симптомы

Заболевание, когда ребенок заикается, чаще дебютирует в возрасте 3-6 лет, что связано с интенсивным формированием речевой функции в обозначенный период, если появились первые признаки, нужно делать диагностику для подтверждения или опровержения подозрений. Дебютные признаки у ребенка 3 лет:

  1. Затруднения при инициации речи.
  2. Вынужденные остановки между отдельными слогами и словами.
  3. Повторение звуков, слогов в начале слова.
  4. Дополнительные звуки (обычно «а», «и») перед произнесением слова.
  5. Уменьшение объема речи.

Некоторые дети в возрасте 4 лет и старше, освоившие первичные речевые навыки, отказываются разговаривать из-за дефектов речи. Молчание может продолжаться до 24 часов. Сопутствующие проявления включают повышенную тревожность, раздражительность, агрессию, плаксивость.

На фоне нарушения психо-эмоционального фона ребенок становится замкнутым, отказывается возвращаться в детский сад, что связано со страхом перед насмешками сверстников. Такие дети часто страдают от бессонницы и отсутствия аппетита. Как следствие у них нередко выявляются заболевания желудочно-кишечного тракта психогенной этиологии.

Остеопатия при коррекции заикания

Лечение заикания в Москве классической медициной носит корректирующий характер, который в большинстве случаев помогает устранить дефекты речи и выработать плавность в произношении слов. Но применяемые методики оказываются эффективными только при постоянных занятиях.

Остеопатия рассматривает заикание детей как нарушение физиологических процессов в организме, которые могут быть спровоцированы следующими нарушениями:

  • сбои в обратной связи со стороны слуха;
  • ослабление контроля ЦНС над функциями речи;
  • сбои в координации мускулов, контролирующих речь;
  • развитие патологий диафрагмы;
  • несогласованность дыхательной и речевой функции.

Для выявления причин заикания необходимо провести полную диагностику всех систем и органов человека с помощью специальных остеопатических методик. Только после этого начинается постепенное воздействие на организм детей и запуск процесса самовосстановления. Многие нарушения организма у детей при заикании начинаются из-за тяжелого протекания беременности и родовых травм, когда происходит сдавливание костей черепа и нарушение краниосакрального ритма.

Остеопатические методики лечения могут применяться совместно с классическими схемами коррекции речи при заикании и позволяют:

  • снять нервное напряжение;
  • избавить от судорог речевые нервные центры;
  • нормализовать работу нервной системы, сняв нервные тики и невротические рефлексы;
  • восстановить нормальное движение спинномозговой жидкости;
  • снять спазмы с мышц;
  • уменьшить плаксивость и гиперактивность;
  • нормализовать совместную работу дыхания и речи.

При появлении первых признаков заикания необходимо проконсультироваться у врача, а не ждать, когда болезнь пройдет сама. Залогом успешной коррекции заикания является своевременное обращение к специалисту, который сможет установить гармонию внутри организма.

Рациональное лечение. Как проходит занятие с логопедом? Гимнастика речи

Какие этапы лечение заикания? Все зависит от тяжести, форм и особенностей заболевания. Логопеды разделяют пять этапов лечения:

  1. Профилактика;
  2. Упражнения на постановку речи (дидактическое лечение);
  3. Психотерапия и неврология;
  4. Медикаментозное и контрольное (динамическое) обследование;
  5. Излечиваемость заболевания дефекта речи.

В случаях когда профилактика не эффективна, ребенок требует лечения. Первый прием в доктора несет консультационно-диагностический характер. Логопед с ребенком познакомится, поговорит, проведет полный осмотр, ознакомится с историей болезней. Задаст вопрос родителям о заболеваниях генетического характера.

Логопед-дефектолог после осмотра ребенка, оценит его общее состояние, ход развития и непосредственно работу аппарата артикуляции. На основании этого подберет график корректировки нарушений развития речи. Составит план посещений занятий, и как ребенок будет поддаваться лечению, уменьшит количество или наоборот добавит занятия. По времени занятие продолжительностью от 30 до 40 минут.

Что представляет собой гимнастика речи? Комплекс специально разработанных механических упражнений для голоса и речи составляют гимнастику речи. При нормальном развитии, ребенок двух лет не должен бессвязно болтать и создавать звуки. Занятия направлены на овладения звуковых элементов: понимание части или полной речи.

В зависимости от этого упражнения бывают простые и сложные. Простые нацеленные на разработку дыхания, голоса и артикуляции. Сложные подразумевают технику чтения: чтение вслух и выразительное чтение на аудиторию, импровизация и диалог; повторное произношение, умственную и размерную речь, а также речь шепотную на исследование слуха.

Смотря на картину заболевания ребенка, логопед может подключить в работу психолога или невролога. Совместно с этими врачами и достигается максимальный результат лечения.

Важно, что бы логопед-дефектолог хорошо понимал все тонкости корректировки языка.Чтобы занятия ребенку нравились, проходили в игровой форме интересно и непринуждённо, тогда и будут видны результаты работы. Важно помнить, что помощь родителей, их поддержка очень важна как для ребенка так и для логопеда

Быстрая реабилитация ребенка-результат совместной работы.

Здоровый ребенок с правильно поставленной речью растет уверенным членом общества.

Симптомы

Фото: detki-pogodki.ru

Существуют две клинические формы заикания: невротическая и неврозоподобная. У каждой из этих форм есть свой механизм образования недуга и свои симптомы проявления.

Так, например, существуют дети, склонные к развитию невротической формы заикания.

В этом случае родители замечают, что их дети становятся робкими, тревожными, обидчивыми, раздражительными, плаксивыми. У таких малышей резко меняется настроение, чаще в сторону понижения (без видимых на то причин). Нарушается сон, дети плохо засыпают, боятся спать с выключенным светом.

Психическое, физическое и умственное развитие детей не нарушается, соответствует возрасту. Однако становление речи происходит несколько ранее, чем у остальных детей. К 10 месяцам жизни появляются первые слова, к 16-18 месяцам произносятся первые фразы. Через 2-3 месяца после становления фразовой речи появляются первые сложные предложения и речевые конструкции.

В случае развития заикания, которое, как правило, возникает в возрасте от 2 до 6 лет, ребенок может разговаривать без запинок (светлый промежуток), затем появляются периоды заикания. Это возникает вследствие какой-либо психической травмы, которая может спровоцировать мутизм (ребенок перестает отвечать на вопросы, разговаривать), после которого появляются заминки в речи.

Еще одна причина, которая способствует развитию невротической формы заикания, это раннее введение второго языка общения. Некоторые дети в силу индивидуальных особенностей не всегда успевают к должному возрасту овладеть родным языком, тогда раннее введение второго языка будет являться стрессом для ребенка.

Данная форма заикания хорошо поддается лечению, если родители своевременно обращают внимание на симптомы и обращаются за помощью к врачу. Но возможен переход заболевания в хроническую форму

В этом случае дети, понимая свой недуг, начинают замыкаться в себе, неохотно вступают в разговоры, поскольку не желают произвести неблагоприятное впечатление на окружающих. Развивается логофобия- навязчивый страх перед речью, связанный с заиканием.

У взрослых также имеется логофобия. Такие люди чувствуют себя социально неполноценными, выбирают профессии с минимальным общением, склоны к одиночеству, так как имеющийся недуг вызывает страх перед общением с другими людьми.

Для детей, склонных к неврозоподобной форме заикания, характерно отставание от сверстников в физическом развитии. У таких детей появляется нарушение координации движений, возникает задержка развития речи (позже начинают говорить, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь, построение сложных предложений дается с трудом).

Такие дети легко раздражимы, плаксивы, плохо переносят духоту и жару, у них нарушается сон.

Заикание неврозоподобной формы проявляется в возрасте 3-4 лет. Изначально дети разговаривают с запинками, которые постепенно нарастают (становятся чаще и длиннее), а «светлый промежуток» (когда ребенок разговаривает без запинок) укорачивается. Затем в речи ребенка появляются лишние слова и фразы, которые не несут смысловую нагрузку. Изменяется темп речи: он становится либо ускоренным, либо замедленным . Помимо этого, могут возникнуть судороги мимической мускулатуры лица или рук.

Так как неврозоподобная форма заикания связана с органическим поражением головного мозга, к имеющимся симптомам присоединяются такие симптомы, как снижение памяти и работоспособности, повышенная утомляемость, гиперактивность, головные боли.

У взрослых хроническая форма неврозоподобного заикания сопровождается судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь такого человека часто сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища из стороны в сторону. Общение с другими людьми утомительно воздействует на человека, из-за этого он не в состоянии долго поддерживать беседу, часто отвечает односложно.

Кроме этого, часто наблюдается снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Лечение заикания у подростков

Даже если вам удалось вылечить логоневроз (заикание) у ребенка, от рецидивов застраховаться тяжело. Первый обычно наблюдается в возрасте 6–7 лет, когда ребенок идет в школу. Незнакомая обстановка, новый коллектив, некомфортные ощущения и неуверенность в себе являются пусковыми моментами в проявлении повторной симптоматики заикания. Коррекция заикания у младших (6–8 лет) школьников проводится у психолога, логопеда. Обязательно нужно поставить в известность учителя и проконсультировать его, как вести себя с учеником.

Следующий рецидив может произойти в возрасте 10–17 лет. В этот момент начинается активная перестройка организма, появляются социальные проблемы, формируется определенное восприятие мира и своего места в нем.

Как борются с заиканием у подростков:

  • проводится работа с психологическим состоянием;
  • избавиться от заикания подростку поможет медикаментозное лечение не в качестве вспомогательного метода;
  • работают с иммунной системой (соблюдают режим сна, составляют полноценный рацион, применяют умеренные физнагрузки).

В 16 лет подросток уже самостоятельно может корректировать себя и свое поведение, главное — активно работать с ним в этом направлении. Если ребенок заикается в подростковом возрасте, изучите с ним практикум, который поможет справиться с волнением в стрессовой ситуации:

  • речь должна быть плавной;
  • концентрация на дыхании необходима;
  • слово, вызывающее сложности, заменяется на синоним, можно сделать паузу и произнести его после вздоха;
    представление зоны комфорта в неспокойной ситуации необходимо для расслабления.

Лечить заикание у подростков принято разными способами. Найдите для ребенка занятие, которое ему нравится. Перед важными выступлениями он должен репетировать свою речь дома с родными, когда психологический фон для него комфортен. Чем больше он будет практиковаться, тем увереннее себя почувствует. Главное, чтобы подросток не чувствовал себя ущербным и не замыкался в себе. Для этого обязательно пообщайтесь с психологом и подберите правильную тактику действий.

Прогнозы

Попав на прием к врачу, вы не сможете получить точный ответ на вопрос о прогнозах лечения заикания. Результаты терапии будут зависеть от многих факторов, в том числе и от формы недуга, возраста пациента, индивидуальных особенностей его организма.

Если рассматривать прогнозы обобщенно, то может наблюдаться следующее:

  • своевременно проведенное лечение значительно повышает шансы на полное выздоровление;
  • если присутствует патология аппарата речи врожденного характера, то шансов на благоприятный исход практически нет;
  • дыхательные судороги значительно быстрее поддаются терапии, чем тонические;
  • лечение, начатое в 5 лет, бывает эффективнее, чем начатое в более позднем возрасте.
  • под влиянием внешних психологических факторов может наблюдаться рецидив заболевания после полного выздоровления.

Признаки нарушения речи у ребенка

К основным симптомам нарушения речи относятся судороги речевого аппарата, изменения физиологического дыхания, бурная жестикуляция и логофобия. При заикании трудности возникают в начале или середине речи. Дыхание при логоневрозе неровное, сбивчивое, часто наблюдается одышка или частые вдохи.
Речь у детей, страдающих логоневрозом, сопровождается непроизвольным подергиванием мимических мышц, морганием, кусанием щек или губ. Присутствуют т.н. речевые уловки – ненужные звуки или слова, изменения интонации, ритма разговора или тембра голоса. Патология часто сопровождается потливостью, учащенным сердцебиением, бледностью кожи.

Специалисты выделяют три степени тяжести заболевания:

  • Легкая – проявляется запинками при спонтанной речи, сильном волнении.
  • Средняя – нарушения тембра заметны в монотонной речи, при чтении.
  • Тяжелая – речевые судороги постоянны, ребенок затягивает слова, вставляет лишние звуки. Характерны нарушения сердцебиения и дыхания при разговоре.

Лечение заикания

Наиболее благоприятные результаты при лечении заикания проявляются, если проводить его детям в 2 — 4 года. В то же время наименее подходящим для лечения считается подростковый возраст ввиду всех психологических особенностей ребенка данной возрастной категории.

Для того чтобы лечение заикания у детей было наиболее эффективным, следует постоянно проводить наблюдение ребенка у психоневролога, логопеда

Чтобы осознать, как избавиться от заикания, следует, прежде всего, принять во внимание то, что у таких детей слишком слабая нервная система, следовательно, важен индивидуальный подход к заикающемуся ребенку

Важно обеспечить спокойную и доброжелательную обстановку в семье, а также придерживаться правильного речевого режима

Для того чтобы лечение заикания было наиболее эффективным, следует объединить усилия родителей ребенка и нескольких специалистов. Итак, врач-психоневролог назначит препараты, которые будут воздействовать успокаивающе, а также те средства, которые снимают спазмы, возникающие в речевых мышцах. Чтобы разобраться, как вылечить заикание, специалист изучает семейную ситуацию. Доктор данного профиля сможет правильно оценить общую семейную обстановку и подсказать, как правильно действовать, чтобы ребенок чувствовал себя максимально комфортно.

В последние годы особенно популярными стали новые методы лечения заикания, которые являются психотерапевтическими. Кстати, лечение заикания у взрослых аналогично предполагает использование новых методик. Такое лечение заикания основывается на том, что заикание считают формой «выученного» поведения. То есть заикание воспринимают не как заболевание, а как определенную форму поведения, которая подвергается коррекции. И специалист все усилия направляет на то, чтобы переубедить ребенка, что говорить необходимо уверено и без заикания.

Чтобы вылечить заикание, активно используются методы расслабления, переключения внимания, а также гипноз. Пациентов учат говорить медленно, при этом делая определенные движения руками в обозначенном ритме. Такие упражнения отвлекают малыша от речи, и он может расслабиться.

Хороший эффект в процессе лечения данного недуга дают физиотерапевтические процедуры. Это электросон, а также электрофорез с использованием разных лекарств. Назначаются также занятия лечебной физкультурой, рефлексотерапия.

На сегодняшний день существует также много методик логопедического направления. Так, логопед проводит с ребенком занятия по правильному речевому дыханию, делает голосовую гимнастику, учит плавной и медленной речи.

На сегодняшний день существует много логопедических методик, причем, разные специалисты используют разнообразные методы.

Доктора

специализация: Логопед / Невролог

Кудаев Сергей Николаевич

4 отзываЗаписаться

Подобрать врача и записаться на прием

Фенибут
Анвифен
Ноофен
Пантогам
Пантокальцин
Пирацетам
Фенотропил
Грандаксин
Ново-Пассит
Глицин
Нейромультивит

Народные средства

Лечение заикания у детей можно сочетать с рецептами народной медицины. Необходимо использовать только проверенные средства и перед их использованием курс лечения нужно обговорить с педиатром.

Отвары и настои, используемые для успокоения, снятия спазмов и улучшения функционирования мозга:

  1. настой из мелиссы, корня солодки и календулы (смесь готовится из трав в равных пропорциях) запарить 30 г смеси в 180 мл кипятка. Напиток разделить на утренний и вечерний прием. Снимает спазм в речевом аппарате и обладает успокаивающим действием.
  2. Настой из шиповника, мяты, корня одуванчика приготовленный аналогично помогает снять напряжение, и успокаивает нервную систему. Настой разделить на 4-ре приема и выпить в течение суток.
  3. Настой из крапивы, мяты и ромашки, готовится, как и предыдущие напитки. Употребить в течение дня. Средство снимает спазмы, успокаивает, дополнительно обладает обеззараживающим действием.


Лечение заикания у детей можно проводить народными способами. Используя народную медицину нужно учитывать возраст ребенка и наличие противопоказаний (повышенная аллергия, болезни пищеварительного тракта). Если педиатр не разрешает использовать в лечение травы, не стоит приступать к лечению самостоятельно.

Лечение и коррекция

При современном развитии медицины и психологии стоит вопрос, «можно ли вылечить заикание». Существует много способов, включая лечение заикания гипнозом, массаж, занятия по разным методикам.

Медикаментозное лечение: назначаются препараты, улучшающие связь между нервными волокнами, а также те, которые гасят расторможенность, снимают судоржное напряжение структур мозга. Например, назначают пантогам, пантокальцин.

  • Логопедические занятия для детей с заиканием. Эффективное пособие разработала Белякова, Дьякова. У Андроновой, Арутюнян используется метод синхронизации речи с мелкой моторикой рук, что позволяет включать в работу не только речевой аппарат, а ещё и задействовать определённые участки мозга, отвечающие за передачу сигнала.
  • Массаж при заикании у детей применяется для общего расслабления, снятия общего тонического напряжения. Обычно оно локализируется в области шеи, плечиков, спинки.

https://youtube.com/watch?v=TGKS7L85lnQ

Гипноз от заикания помогает при невротических формах. Однако, помогает не всем из-за того, что у всех уровень суггестивности (склонности к внушениям) разный.

Гипнологом выступает психотерапевт, который знает особенности заболевания и владеет необходимыми знаниями и навыками работы с импульсивными и тревожными детьми.

Лечение заикания у детей

Коррекция детского заикания направлена на устранение причины дефекта речи и непосредственно самого нарушения. Проводится психолого-педагогическая терапия и лечебно-оздоровительные мероприятия. В первую группу входит работа с психологом или психотерапевтом, гипнологом, логопедом. Лечебно-оздоровительные мероприятия предполагают общеукрепляющие процедуры (физиотерапию, лечебную физкультуру), применение лекарств, массажа.

Логопедические упражнения

Речевые тренировки с логопедом проводятся в два этапа:

  • Подготовительный. Создают щадящий режим, доброжелательную атмосферу, демонстрируют правильную речь.
  • Тренировочный. Обучают разным видам речи: шепотной, ритмической, сопряженно-отраженной и т.д. Широко применяют пение, ручной труд (рисование, лепку). В завершении этапа создают условия для интенсивной тренировки: занятия переносят в группу, общественные места. Закрепляют правильную речь в различных ситуациях.

Дыхательная гимнастика

Выполнение гимнастики для дыхания помогает отрегулировать ритм и плавность речи, укрепляет мышцы гортани, помогает лучше владеть языком. Упражнения для заикающихся детей сопровождаются произнесением звуков, слов. В комплекс дыхательной гимнастики входят такие варианты тренировки:

Ладошки. Нужно встать прямо, сомкнуть губы, руки поднять наверх. Медленно, с шумом вдохнуть и выдохнуть

Важно, чтобы плечи при дыхании не поднимались. Повторить 8-10 раз.

Погончики

Исходное положение: стоя, руки, сжатые в кулаки, на талии. Нужно 8 раз вдохнуть и выдохнуть, постепенно толкая кулаки вниз. Цикл повторить 3 раза.

Насос. Исходное положение: стоя, наклонившись с опущенными вниз руками. Нужно сделать 8 коротких вдохов, выпрямиться, шумно, медленно выдохнуть.

Гипнотерапия

Применение гипноза подходит только подросткам старше 12 лет без психических отклонений. Метод эффективен при условии, что ребенок поддается гипнотическому влиянию. Цель применения способа – возможность выявить и устранить психологическую причину заикания. Специалисты применяют два основных метода гипноза:

  • Эриксоновский – проводится в виде разговора при слабом погружении в гипноз. Помогает пациенту определить страхи и осознать их незначительность.
  • Суггеститивный – специалист погружает ребенка в глубокий транс, выявляет и разрешает внутренние конфликты, фобии.

Гипнологи советуют уделять время для самогипноза и аутогенного внушения. Пациент при этом должен проговаривать формулы самовнушения, создать образ себя без дефекта речи. Такие тренировки помогут расслабить мышцы речевого аппарата, диафрагму. Под гипнозом ребенок учится не реагировать на травмирующие факторы. Во время сеансов гипноза снижаются невротические симптомы, запускаются механизмы защиты личности и психики. У ранимых, впечатлительных детей желание преодолеть недуг сильнее, чем у тех, кто не переживает из-за дефекта. Срабатывает мотивация освоить нормальную речь, что обуславливает быстрые результаты при гипнотерапии логоневроза.

Медикаментозная терапия

К применению лекарственных средств прибегают при тяжелой степени логоневроза. Для лечения заикания у детей используют такие препараты:

  • Тенотен. Легкое успокоительное средство на основе растительных компонентов. Отпускается без рецепта, разрешен к применению для детей старше 3 лет.
  • Пантогам. Ноотропное средство, улучшает кровоснабжение головного мозга. Разрешен для применения у детей с 5 лет.
  • Пустырник форте. Биологически активная добавка с выраженным седативным действием. Применяется для детей старше 7 лет.
  • Глицин. Аминокислота, оказывает успокоительное действие, стимулирует питание клеток головного мозга. Не имеет противопоказаний.
  • Феназепам. Сильный транквилизатор, применяется для лечения у пациентов с психическими расстройствами. Противопоказан для детей младше 14 лет.

Разновидности

Помимо врожденного и приобретенного, существует несколько основных разновидностей заболевания:

  • патологическое – врожденное, обусловленное генетически;
  • невротическое – после травмы, стресса, серьезных переживаний, испуга и т.д.;
  • тоническое – разновидность с паузами в словах и с растягиванием гласных звуков;
  • клоническое – невозможность выговорить определенный звук или слог, частое их повторение;
  • комбинированное – сочетает в себе симптомы тонического и клонического;
  • стабильное – неизменное, независимое от обстоятельств заикание;
  • нестабильное – проявляющееся только в определенных ситуациях;
  • циклическое – при нем этапы заикания чередуются с периодами нормальной речи.

Эти разновидности могут сочетаться друг с другом. Например, когда сбои происходят в определенной обстановке, но циклично, чередуясь с периодами, когда все произносится легко.

Что такое заикание у детей?

Заикание – это речевое нарушение, возникающее вследствие генетической или неврологической дисфункции нервной системы ребенка.

Согласно характеру нарушений, специалисты выделяют два основных типа логоневроза, а именно:

  • тонический, сопровождающийся появлением пауз в речи или растяжением определенного звука;
  • клонический, проявляющийся, как повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанный.

В зависимости от этиологии различают следующие формы заикания:

  • неврозоподобная, включающая затрудненную артикуляцию (нарушение произнесения слов, чтения и письма);
  • невротическая, при которой появление и выраженность трудностей произношения связаны со стрессовой ситуации.

К возникновению речевого невроза могу привести любые отклонения от норм развития речи ребенка, как задержка развития речи, так и избыток новых слов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector