Задержка психомоторного развития у ребенка

Изменения ребенка, страдающего данным недугом

Нарушение интеллекта у детей с задержками развития чаще всего незначительные, хотя встречаются, но больше всего страдают важнейшие процессы жизнедеятельности, такие как:

восприятие, оно замедленное и неточное, плохо формируются образы;
внимание — кратковременное, малыш трудно сосредотачивается и легко отвлекается на посторонние стимулы;
мышление — трудности с анализом информации, со сравнением и обобщением каких-либо фактов и предметов;
память — слабая, материал запоминается мозаично и сложно повторно воспроизводится;
речь — несвязная, непонятная, либо вообще отсутствует.

Дети с задержкой психического развития чаще всего легко внушаемые, тревожные, импульсивные, они предпочитают играть в одиночку, и редко соблюдают правила игры. Им присуща частая смена настроения, неуверенность, неуместные эмоции.

Если пустить ситуацию на самотек, то последствия данного заболевания крайне негативно отразятся на будущей личности, человек начнет отдаляться от общества, у него сформируется комплекс неполноценности, будут заметны сложности в усвоении навыков. Вряд ли он сможет быть полноценным членом общества. Разочарования будут постоянно преследовать его на работе, в личных отношениях.

Диагностика

Ранняя диагностика заболевания затруднительна, ведь она не проявляется физическими отклонениями у младенца. Поэтому задержка психоречевого развития у детей чаще всего становится заметной в дошкольный и школьный период. Таких детей обычно педагоги видят сразу, ведь они либо плохо усваивают материал и становятся вечными двоечниками, либо не могут соблюдать общепринятые правила поведения. Для диагностики проводятся различные тесты, оценивающие психические и речевые показатели. Их огромное множество, к ним относятся тест IQ, тест Когана, всевозможные методики. Иногда требуется проведение ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Задержка психомоторного развития у ребенка

Задержка ПМР у детей может протекать по двум направлениям:

  • не обусловленное повреждением мозговых структур (доброкачественное). Оно не сопровождается неврологической симптоматикой и является результатом замедленного формирования функций нервной системы. Воздействие факторов внешней среды (адекватное питание, уход, воспитание, ЛФК, массаж) обычно бывает эффективным;
  • обусловленное повреждением мозговых структур, сопровождается неврологической симптоматикой. Воздействие только факторами внешней среды обычно не дает полного эффекта.

Задержку ПМР следует констатировать в следующих случаях:

  • к 2-месячному возрасту не формируется зрительное сосредоточение на яркий предмет, не удается отметить ослабление двигательной активности в ответ на звуковой раздражитель (элементы сосредоточения на звук), нет способности смотреть на лицо матери дольше, чем на посторонние лица, нет более продолжительной реакции на человеческий голос, чем на чистый звуковой тон; к этому возрасту не появляется улыбка и не меняется выражение глаз в ответ на ласку, крик ребенка монотонный, однообразный, плохо модулирован, беден оттенками;
  • в 4 мес не удается отметить общего оживления в виде улыбки или смеха, повышения двигательной активности в ответ на приветливое обращение, не формируется эмоциональный интерес к игрушке, нет способности ее длительного прослеживания, устойчивого внимания и сосредоточения, зачастую дети вообще не реагируют на игрушку;
  • в 5 мес не развиты эмоциональные реакции, нет их дифференциации, отсутствует гуление;
  • к 6 мес остается сниженным или совсем не появляется интерес к игрушкам, еще не начало формироваться понимание обращенной речи, резко отстает формирование лепетной речи, то есть речевого подражания взрослым;
  • к 10-12 мес действия с игрушками носят неустойчивый характер;
  • после 12 мес отсутствует избирательное отношение к игрушкам, нет новизны в действии с ними, игровой процесс заменяется однообразным манипулированием, дети не понимают обращенной речи, сами почти не говорят;
  • после 15-месячного возраста ребенок тянет все предметы в рот, продолжается бросание предметов на пол. Иногда дети отличаются чрезмерной, как правило, бесцельной активностью;
  • после 2 лет не появляются элементы ролевой игры, не формируются навыки опрятности, нет накопления словарного запаса.

С 5-летнего возраста применяют различные шкалы для оценки психического развития ребенка, однако желательно, чтобы это производили психологи и психиатры. Используют методики и шкалы А. Р. Лурия, Д

Векслера, Равена и др.Подозрение на возможное наличие у ребенка первого года жизни дефекта познавательных способностей должно возникнуть при слабой ответной реакции на прикосновение, неадекватном зрительном контакте во время кормления, снижении самопроизвольной активности, замедленной реакции на голос, раздражительности, вялости ребенка при кормлении.Для ребенка старше 1 года с психическим недоразвитием в большей степени характерны затруднения в формировании речи, развитии интереса к окружению, умении сосредоточить внимание, готовности и быстроте реакции, чем становление моторных функций. С самого раннего возраста такой ребенок малоподвижен «редко или совсем не плачет, как бы погружен в свой мир, много спит и почти не беспокоит родителей

Ребенок долго не может научиться следить взглядом за происходящим вокруг, не замечает окружения, не реагирует на звуки. Обращает на себя внимание недостаточный интерес к игрушкам, ребенок либо скользит по ним взглядом, либо вовсе их не замечает. Предоставленный себе ребенок не играет с руками, не следит взглядом за их движением.

Распознать – вовремя

В большинстве случаев ЗПРР проявляется у ребенка крайне рано. Связано это с тем, что вызывает такую задержку чаще всего нарушение деятельности отделов мозга, отвечающих за эмоциональную и речевую сторону развития

Здесь очень важно вовремя забить тревогу. Если начать лечение по достижении 2-3 лет, оно будет гораздо более результативным

Ребенок сможет затем учиться в обычной школе, не будет иметь трудностей с общением, особенно со сверстниками.

Многие родители не обращают внимания на симптомы отставания своих детей, считая это просто индивидуальными особенностями их развития. Однако об отсутствии патологии можно говорить, если отклонение от нормы не превышает нескольких месяцев. Если же ребенок 3 лет не говорит ни слова – это явная задержка развития.

Как же проявляется задержка психоречевого развития в раннем возрасте? Возникает она обычно на фоне отклонений (даже серьезных патологий) в работе нервной системы, поэтому большинство таких детей с раннего возраста наблюдается и лечится у специалистов. При этом педиатры, неврологи, психиатры всегда вписывают в детскую историю болезни: «угрожаемый по ЗПРР»

На это стоит обращать самое пристальное внимание и принимать меры, как только будут замечены подобные тревожные симптомы:

  • к 4 месяцам малыш не начал реагировать на голоса и жесты родителей, не научился улыбаться;
  • к 8 месяцам нет проявления гуления, ребенок не лепечет однотипных слогов;
  • к году не проявляет эмоциональной активности, говорит буквально 2-4 слова;
  • к полутора годам не может понимать простейших слов и просьб, не отзывается на свое имя, не может попросить о чем-то, зачастую такие дети не могут даже жевать;
  • к двум годам использует несколько слов в устойчивой форме, не учит новые;
  • после двух лет говорит всего полтора-два десятка таких слов, при этом они не формируются в предложения, даже простые;
  • после трех ребенок может составлять простейшие предложения (из 2-3 слов, порой несогласованных между собой), растягивает или, наоборот, тараторит, «съедая» окончания слов; вместо ответа на вопрос часто повторяет сам заданный вопрос.

Кроме того, отклонения в работе нервной системы приводят к другим проявлениям отставания в развитии у детей:

  • постоянное слюнотечение из открытого рта;
  • рассеянность, невнимательность;
  • повышенная утомляемость;
  • гиперактивность;
  • склонность к агрессии;
  • неразвитая память;
  • слабое воображение;
  • медленное соображение;
  • эмоциональная скудость;
  • затруднения при контактах с другими людьми;
  • признаки отставания физического развития (ребенок хилый, имеет слабую мышечную массу, низкий тонус, иногда – ДЦП).

Если начать комплексное обследование такого ребенка, непременно будут выявлены нарушения работы левого полушария его мозга, которое отвечает за психоэмоциональное и речевое развитие.

Медикаментозное лечение зпр зпрр у детей

Часто родители спрашивают: «А чем может помочь медикаментозное лечение зпр и зпрр у детей? Какие препараты нужны для лечения зпр и зпрр в домашних условиях?» Конечно, современные лекарства улучшат функции мозга, усилят кровоснабжение головного мозга и процессы метаболизма, но эффективность их, к сожалению, мала. И применения только одних таблеток, сиропов и уколов явно недостаточно для достижения быстрых и реальных результатов. При составлении плана терапии врач Сарклиник обязательно учтет все факторы, связанные с Вашим ребенком, его диагнозом, индивидуальными особенностями организма.

К сожалению, родители не могут повлиять на экологию и другие отрицательные факторы, приводящие к появлению у ребенка зрр и зпрр, но они могут вовремя обратиться к опытному врачу и пройти комплексное лечение.

Нормальное речевое, умственное, психическое развитие ребенка является залогом всей его активной дальнейшей жизни. Помогите Вашему малышу  стать успешным человеком в обществе, добиться таких высот в жизни, которыми Вы будете гордиться!

Запись на консультации.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: Subbotina / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Ребенок, изображенный на фото, — модель, не страдает от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Разновидности задержек психического развития

Отечественные и зарубежные медики составили несколько классификаций ЗПР у детей, но самой используемой стала система К.С. Лебединской:

  • конституционная задержка определяется проявлением наследственности;
  • соматическая форма становится активной в результате заболевания ребенком, которое оказало разрушительное действие на мозговые функции, например, хронические инфекционные заражения, аллергия, астения, дизентерия, дистрофия и другие подобные болезни;
  • психогенная задержка возникает в результате социальных факторов, действующих в неблагоприятных обстоятельствах;
  • церебрально-органическая задержка развития возникает при воздействии неправильных и патологических процессов в результате осложненной беременности.

В темпе роста

Окончательный вердикт врачи не всегда могут вынести сразу. Так, диагноз «детский церебральный паралич» они ставят не раньше года, «аутизм» − только после трех лет (в 3 года ребенка должен посмотреть детский психиатр). До 3 лет врачи пользуются термином «задержка речевого развития», а после 3 лет говорят об «общем недоразвитие речи» (в первом случае у малыша заметно больше шансов на выздоровление). Неоднозначность эта вызвана тем, что анатомическое созревание мозга и нервной системы, которая отвечает за развитие двигательных и психических функций, идет параллельно, но совпадает не полностью. С индивидуальными особенностями организма тоже приходится считаться, ведь кто-то начинает ходить в год, а кто-то – в полтора.

Чтобы прогноз был объективным, врачи вынуждены дожидаться определенного срока, к концу которого здоровый ребенок должен овладеть тем или иным двигательным или психическим навыком. Нормы были выведены эмпирическим путем в итоге многолетних наблюдений, но все же это не постоянные константы. Благодаря новым открытиям в медицине опорные даты продолжают плавать, и в научно-популярной литературе появляется противоречивая информация. «Врачи опираются только на официально признанные усредненные показатели, − объясняет Владимир Студеникин

– А родителям важно помнить о верхних и нижних границах каждого «норматива». Не надо думать, что ребенок, который не засмеялся в 3 месяца, непременно болен, но если он не засмеялся к 6 месяцам, это уже явный признак психического отставания

Индивидуальные темпы развития, безусловно, существуют, но они никогда не выходят за рамки возрастных».

Хотя исключения из правил все же бывают. «У крупных детей некоторые сроки сдвигаются по естественным причинам, и ничего страшного в этом нет, − рассказывает Елена Гладкова. – Если в 3 месяца малыш весит 9 килограммов, ему сложнее перевернуться на бок, встать на четвереньки и так далее. Некоторые дети и вовсе развиваются по личной программе, которая не укладывается в привычную рамку. Они не садятся, не ползают, но в какой-то момент сразу встают на ноги и начинают ходить». Но только дополнительные исследование помогут установить истинную причину опоздания.

Задержка речевого развития у детей: симптомы

ЗРР может возникнуть на фоне врожденных факторов. В этом случае проявления отклонения в развитии заметно уже с младенчества. Признаками являются:

  • В 3–4 месяца малыш не реагирует на родительскую жестикуляцию и слова. Не улыбается, остается равнодушным к игрушкам.
  • К девяти мес. отсутствует лепетание. Ребенок не произносит даже отдельные слоги. Не кряхтит, отсутствует жестикуляция.
  • В 12 мес. малыш не издает никаких звуков. Он очень тихий, серьезный, молчаливый. Тяжело контактирует, не улыбается.
  • В полтора года даже не говорит самых первых слов – «дай», «на», «мама» и т. д. Малыш не понимает обращений. Иногда не умеет пережевывать пищу.
  • В 2 годика знает и применяет только до десятка слов, новые не повторяет. Не может сообразить, что от него хотят, не составляет предложений.
  • В 2,5 годика использует не более двадцати слов. Малыш неспособен составить даже короткую фразу. Ребенок не понимает обозначения предметов и частей тела. Может спутать уши с руками и т. д., либо вовсе не реагирует на вопросы.
  • В 3 годика также не составляет предложений, не реагирует на рассказы взрослых. Если разговаривает, то очень быстро или наоборот, медленно «глотает» окончания, тянет слова. Иногда в точности повторяет сказанное. Такие чада часто не умеют ходить на горшок, а также у ребенка могут появиться признаки ЗРР в виде:

️ сильного выделения слюны;

️ ротик всегда немного открыт;

️ гиперактивности;

️ агрессивности;

️ быстрой усталости;

️ рассеянности;

️ плохой памяти;

️ замкнутости;

️ медленного соображения;

️ малого набора эмоций;

️ плохого воображения.

Ребенок сторонится сверстников, так как ему трудно общаться с ними. Дети с ЗРР слабо развиты физически, у некоторых диагностируется ДЦП. Симптомы отставания в развитии выявляются на электроэнцефалограмме.

За речевое общение отвечает левая часть мозга. В нем наблюдаются отклонения от нормы. Если ЗРР появилось еще в младенчестве, то чем больше проходит времени до начала терапии, тем сильнее затягивается развитие.

Симптомы ЗРР на фоне аутизма

Аутичные черты (АЧ) можно заметить с рождения ребенка. Однако первые признаки заболевания не вызывают тревоги. Они списываются на возраст или характер малыша. ЗРР с чертами аутизма становится заметным к трем годам. Это помогают определить симптомы:

️ очень бурная реакция или сильный плач даже на небольшие раздражители;

️ недостаточное оживление (движения ручками, ножками и т. д.);

️ нет реакции на сильные раздражители (либо реагирует слабо);

️ проявление активного интереса к определенной игрушке и отсутствие его на людей.

Чем старше аутичные малыши, тем ярче проявляются симптомы ЗРР:

1. От года до полутора лет:

️ отсутствует лепетание;

️ дети не реагируют (либо делают это с неохотой) на родительский зов;

️ плохо засыпают, тревожный сон;

️ не показывают рукой на предметы или людей;

️ желания выражают жестикуляцией;

️ не произносят даже слогов;

️ не смотрят в глаза другим (это наиболее заметно, когда ребенок учится ходить).

2. В трехлетнем возрасте:

️ не реагируют на эмоции окружающих;

️ не понимают, как играть с детьми;

️ почти не подходят к другим малышам;

️ предпочитают одиночество;

️ с трудом ориентируются в окружающей обстановке.

3. Другие признаки ЗРР в возрасте до пяти лет:

️ редкие обращения с просьбами (или их полное отсутствие);

️ чрезмерная привязанность к определенному объекту;

️ неспособность (или полное отсутствие этого качества) комбинировать слова;

️ аутоагрессия, когда ребенок причиняет себе вред;

️ небольшой словарный запас;

️ нежелание рассказывать о происшедших событиях;

️ замена слов на жесты;

️ неумение играть, особенно в игры, которые требуют воображения или фантазии;

️ неправильно употребляют местоимения.

Старшие дети, имеющие АЧ и ЗРР, имеют сложности с внимательностью, проблемы с учебой. Особенно если им неинтересны задания. Появляется агрессия, когда ребенка начинают наказывать родители либо педагоги. Один из отличительных общих признаков – непонимание обращенной к малышу речи.

Диагноз ЗПР у ребенка — что это?

ЗПР (задержка психического развития) — темповое отставание в развитии всех психических видов деятельности и эмоционально-волевой сферы у ребенка, несоответствие возрастным нормам. ЗПР характеризуется следующей симптоматикой:

Отсутствие способности в собирании целостного образа предмета.
Трудности в способности концентрировать внимание.
Отсутствие внимательности, связанное с гиперактивностью ребенка.
Неумение образно мыслить.
Неспособность к сравнению, выводам, ребенок не в состоянии сделать любое, даже самое простое умозаключение.
Маленький словарный запас.
Отставание в речевом развитии (проблемы с чтением, письмом).

План действий

В большинстве случаев перинатальные поражения проходят для ребенка бесследно или почти бесследно, но только если лечение начато без промедлений. По статистике, в 30−40% случаев общими усилиями врачей и родителей здоровье малыша удается восстановить, так что в будущем он ничем не будет отличаться от сверстников. «Но есть еще исходы «относительно благоприятные», − продолжает Владимир Студеникин. – Еще недавно при таком повороте врачи пользовались термином «минимальная мозговая дисфункция», но в последнем международном реестре болезней он уже не фигурирует. Врачи исправляют нарушения, но не до конца: у таких детей могут возникнуть трудности с поведением и небольшие проблемы с моторикой – они ходят, но нетвердо, предметы берут, но неловко, говорят, но нечисто».

Если врачи обнаружили у малыша задержку в развитии, важно не упустить время. «Лечить перинатальные поражения нервной системы нужно обязательно, − говорит Владимир Студеникин

– Иногда достаточно витаминов, массажа и легких сосудистых препаратов. В более серьезных ситуациях необходимы интенсивные действия и ноотропы – лекарства, питающие клетки мозга».

К реабилитационным центрам и занятиям с психологами нужно относиться осторожно. «До 2,5 года дети не способны общаться с себе подобными, − предупреждает Владимир Студеникин

– Стресс, который они испытывают на занятиях, может вызвать тики, недержание мочи, заикание. Кстати, то же самое происходит в модных сегодня развивающих центрах для здоровых малышей». В серьезные реабилитационные учреждения детей берут с 2−3 лет. Специальные программы по восстановлению ведут педагоги-дефектологи и психологи. До 2−3 лет корректировать задержки в развитии будут невролог, ортопед и логопед.

Причины возникновения заболевания

Данное заболевание обычно само по себе не появляется. Задержке способствуют, с одной стороны, причины биологического характера:

  • осложненная беременность;
  • патологии плода;
  • внутриутробные инфекции;
  • травмы при родах;
  • недоношенность либо переношенность;
  • высокое внутричерепное давление у новорожденного;
  • наследственность;
  • физические увечья;
  • задержка развития головного мозга;
  • патологии слухового аппарата;
  • плохое развитие мышц лица;
  • медленное развитие нервной системы.

С другой стороны, с задержкой речи могут быть связаны длительные психические расстройства, вызванные отсутствием возможности удовлетворения необходимых потребностей – сна, пищи, общения с матерью и отцом. Негативное воздействие оказывает и гиперопека: среда, в которой речевое общение ребенка не востребовано, так как родители предупреждают все его желания, не развивая в нем личную активность. Очень вредно малышу находиться в слишком информированной среде, в которой он постоянно сталкивается с большим объемом информации, не соответствующей его возрасту. В результате малыш перестает прислушиваться к звукам и осмысливать их значение, пытается произносить фразы и выполнять артикуляционные упражнения, которые не имеют отношения к развитию речи.

Причины аутизма

Причины возникновения аутизма в настоящее время недостаточно изучены. Так, возможными причинами ЗПРР с элементами аутизма могут быть следующие факторы:

  • Гидроцефалия. Так называется тяжелое неврологическое заболевание головного мозга. Его не всегда удается вовремя обнаружить, но с ним может быть связана задержка психоречевого развития с элементами аутизма.
  • Травма при родах. Повреждения головного мозга могут возникнуть, если роды протекают с отклонениями от нормального режима.
  • Внутриутробная патология. Здесь речь идет об угрозе выкидыша, кислородном голодании плода, инфекциях.
  • Генетическая предрасположенность.

Разновидности задержек психического развития в детском возрасте

Вид ЗПР Основные характеристики
Конституционная Главная причина появления конституционных задержек психического развития – генетическая предрасположенность, заболевания наследственного характера. У детей наблюдаются такие признаки, как частые смены настроений, неустойчивые привязанности к чему-либо, патологическая и не всегда уместная непосредственность, наличие поверхностных эмоций, стремление к участию в детских играх в зрелом возрасте.
Психогенная Причинами проявления данного вида патологии являются социальные и психологические факторы. К ним относят неблагоприятные условия проживания, отсутствие достойных условий быта, недостаток внимания со стороны родителей, допускаемые взрослыми серьёзные промахи и ошибки в воспитании, недостаточное количество родительской любви, серьёзные отклонения в духовном развитии. Во всех названных случаях удар приходится на интеллектуальную сферу личности. Ребёнок страдает от эмоциональной нестабильности, психозов и неврозов. Более глубоким следствием всего этого становится психологическая незрелость уже взрослого человека.
Соматогенная Негативные проявления в психическом развитии ребёнка возникают вследствие нарушения функций головного мозга. Их, в свою очередь, порождают инфекционные болезни, перенесённые матерью во время беременности, и их последствия. Такой вид патологии развивается на фоне дистрофий разного уровня тяжести, заболеваний сердечно-сосудистой системы, перенесённых операционных вмешательств, аллергий (протекающих в тяжёлой форме). К последствиям соматогенной ЗПР относятся: капризы без причины; повышенная нервозность; страхи; нездоровые комплексы.
Церебрально-органическая Появлению такого типа патологий способствуют отклонения в развитии малыша ещё на этапе внутриутробного развития. Если беременная женщина злоупотребляет токсическими веществами, наркотиками, табаком и алкоголем, то риски развития церебрально-органической ЗПР у малыша возрастают. Появлению такой патологии способствуют также родовые травмы. Одновременно с психической незрелостью ребёнок с такой патологией часто страдает от личностной нестабильности и психической неустойчивости.

Принципы лечебной терапии

Коррекцию отставания развития лучше всего начинать после установления первых симптомов. Врачи рекомендуют комплексный подход с применением основных лечебных методов:

  • рефлексотерапию электрическими импульсами на рабочие мозговые точки, способ воздействия микротоков эффективен при отставании в развитии после церебрально-органического поражения;
  • использование услуг логопедического массажа, различных проверенных методов развития памяти, артикуляционная гимнастика, тренировка внимания, мышления, для этого требуется на всех этапах болезни консультироваться с логопедами и дефектологами;
  • для применения лекарственных препаратов нужно обязательное обследование у невролога, самостоятельное прописывание препаратов может только навредить больному ребенку.

Если причиной отставания ребенка в развитии стали социальные факторы, то требуется консультация психолога. Эффективно работает общение с животными, дельфинами, лошадьми. Благополучная семейная пара может много сделать для придания малышу уверенности в себе, благоприятный прогноз болезни будет, если поддержка близких будет сопутствовать развитию ребенка.

Нормы развития

Чаще всего задержки развития замечаются в дошкольный и школьный период, когда происходит столкновение с обучением. Но чаще всего заболевание можно выявить раньше, если быть немного внимательней. Для этого достаточно знать представленные ниже нормы.

Таблица 1. Средние значения правильного психического и физического развития.

2-4 месяца младенец учится держать головку, умеет удерживать и отпускать объекты, хорошо видит близко, улыбается и начинает смеяться, различает голоса родителей и распознаёт их на ощупь
полгода дите может поднять грудь и голову, перевернуться со спины на живот, начинает сидеть, у него повышено слюноотделение, начинают резаться зубки. Он подражает действиям других людей, звукам, различает родителей и боится незнакомцев
1 год ребенок начинает самостоятельно ходить, поднимать небольшие объекты, реагирует на своё имя, понимает простые команды, привязывается к игрушке, начинает играть в простые игры
1 год 6 месяцев малыш в это время уже может контролировать мышцы сфинктера, поднимается по лестницам, самостоятельно держит ложку, начинает имитироваться написание, слушает рассказы и смотрит фотографии, ощущается привязанность к взрослым и каким-либо личным предметам
2-3 года повышается концентрация внимания, появляются ощущения жажды, нужды, голода.

В это время ваше дите задает множество вопросов, по подсчетам ученых, около 900 в день.

5 лет начинается формирование математических навыков, ребенок может сосчитать до 10, знает номер домашнего телефона, становится более ответственным и глубоко размышляет над различными вопросами

Очень важное значение имеет речевое развитие, именно неправильное формирование речи является главным фактором для постановки диагноза ЗПР. Таблица 2

Нормы речевого развития

Таблица 2. Нормы речевого развития

2-4 месяца в первые месяцы своей жизни грудничок должен прислушиваться к отдельным звукам, а также издавать свои — агукать
4-5 месяцев в произнесение звуков включается язык, малыш в этом возрасте старается подражать интонации взрослых, хоть и произносит ещё неопределенные звуки
6-10 месяцев произношение отдельных слогов путём подражания или в качестве игры, способность составить цепочку слогов из 2-5 сегментов, появляются первые, хоть и непонятные слова
11-12 месяцев цепочки с чередующимися слогами, появление первых слов, а также выделение некоторых слогов длительностью, высотой звука, это будущие ударения.
1 год только в это время ребёнок начинает произносить адресные слова конкретным предметам, людям или действиям. В его запасе примерно 10 слов.
1 год 6 месяцев запас слов малыша доходит до 50, он может различать называемые вслух предметы и понимает простые просьбы, такие как «возьми ложечку», «принеси игрушку».
2 года может составлять фразы, а словарный запас приближается к 300 словам
4 года может произносить полноценные предложения, даже если какие-то звуки произносятся неправильно.
5 лет речь уже полностью считается сформированной

Если вы боитесь вовремя не заметить какие-то особенности вашего дитя, то самым разумным будет периодически навещать своего педиатра для общего обследования, так вы можете быть спокойнее. Врач сразу сможет заметить даже малейшие отклонения, что позволит вовремя приступить к лечению. Ведь из-за высокого процента встречаемости, задержка психического развития у детей определяется довольно несложно.

Лечение

Лечение ЗПРР – сложный процесс, требующий комплексного подхода. Однако, при слаженных действиях врачебного персонала и родителей возможно полное исправление нарушений. Рассмотрим существующие подходы более детально.

Медикаменты

Одной из важнейших составляющих борьбы с ЗПРР у детей является медикаментозное лечение. Не отказывайтесь от назначенных врачами лекарственных средств, но и не пытайтесь экспериментировать с ними самостоятельно.

Могут быть назначены:

  • Магне B6 или другие магнийсодержащие лекарства
  • Когитум
  • Мексидол
  • Винпоцетин
  • Церебролизин
  • Глицин
  • Фенибут

Данный перечень не является полным. Возможно применение средств с аналогичными действующими веществами или схожим воздействием. Выбор зависит от персональных показаний вашего малыша.

Коррекция

Коррекционная работа производится как дома с мамой, так и с профессионалами. Выбор доктора зависит от возраста.

  • Двухлетки занимаются c дефектологом. Основная цель – не запустить отставание в мыслительной деятельности, встав на один уровень владения основными навыками со сверстниками.
  • В четыре года наступает пора работы c логопедом. Чтобы сформировать верное произношение, проводится артикуляционная гимнастика и укрепляющий массаж лицевой зоны.
  • Занятия с психологом станут подспорьем в тех случаях, когда этиология заболевания связана с эмоциональными потрясениями. Травмированная психика и зажатость мешают спокойному выражению своих переживаний, в этом случае способен помочь только квалифицированный психолог.

В домашних условиях

Занятия на развитие мелкой моторики:

Пальчиковые игры:

Квиллинг

Лепка из пластилина:

Игры с вырезанием и одеванием бумажных кукол

На улучшение памяти и внимательности:

  • Чтение
  • Игра в города, предметы
  • Поиск отличий
  • Квесты с поиском клада
  • Заучивание и повторение скороговорок – также поможет улучшению артикуляции.

Прочие методы

  • Остеопатия
  • Иглорефлексотерапия
  • Электрорефлексотерапия
  • Магнитотерапия
  • Иппотерапия
  • Дельфинотеапия

Остеопатия и иглорефлексотерапия воздействуют на определенные точки на теле человека, оказывая вспомогательный эффект: расслабляя и поддерживая работу нервной системы.

Электрорефлексотерапия и магнитотерапия точечно воздействуют на поврежденные отделы головного мозга, активизируя их.

Иппотерапия и дельфинотерапия делают кроху более открытым, заряжают позитивными эмоциями, которыми он наверняка захочет поделиться с окружающими.

ЗПРР и приучение к горшку

Одной из сопутствующих проблем задержки психоречевого развития у ребенка – отказ от присаживаний на горшок. Дети будто бы не могут на нем усидеть – кричат, вырываются, уползают. Порой мамочки и папочки отчаиваются, решая – ЗПРР и горшок несовместимы. Но есть перечень советов, которые помогут приучить маленького упрямца делать свои дела на горшочек:

  • Откажитесь от подгузников. Мокрые трусики отлично мотивируют непоседу проситься в туалет.
    Не бегите моментально стаскивать влажное белье. В детской голове должно закрепиться правило: сходил в туалет куда надо – после было тепло и сухо. Решил повредничать – стало неприятно.
  • Заразительный пример. Более умелые в туалетных делах сверстники, персонажи мультиков – все средства хороши. Посадите на горшочек любимую игрушку – уж если любимый медвежонок делает пи-пи в это странное местечко, кроха точно последует его примеру.
  • Не ругайте за «аварию». Покажите, что вы расстроены, объясняйте, что ходить с мокрыми штанишками –  не здорово.
  • Если в какой-то момент все получилось  – не скупитесь на похвалу.
  • Если дело не сдвигается с мертвой точки – не стоит страдать и превозмогать. Возможно, через неделю-другую появится положительная динамика.

Главное в коррекционных процедурах – регулярность и добровольность.

Особенности обследования детей с задержкой ПМР

Анамнез. Подробный сбор семейного анамнеза, изучение родословной по данному признаку. Тщательный анализ пренатального анамнеза, изучение выписки из роддома

Обращать внимание на осложнения в родах, состояния новорожденного, отметку о проведенном скрининге по фенилкетонурии и врожденному гипотиреозу. Подробный сбор и анализ анамнеза раннего возраста

Обращать внимание на характер питания, воспитания, ухода. Оценка социального статуса семьи. Анализ перенесенных заболеваний, черепно-мозговых травм в анамнезе. Изучают ПМР в динамике с целью выявления момента начала его задержки.Объективное обследование. Проводят с целью исключения соматической патологии, проявляющейся задержкой ПМР (см. выше). При осмотре ребенка обращать внимание на наличие дизонтогенетических стигм. Обязательна оценка физического развития и его динамики, так как нередко их задержки сочетаются.Лабораторное обследование. Объем исследований зависит от предполагаемой патологии и обычно определяется специалистом, консультирующим ребенка.Консультация специалистов. Ребенок с задержкой ПМР должен быть проконсультирован неврологом, психоневрологом, по показаниям — медицинским генетиком, эндокринологом.Госпитализация. Вопрос о госпитализации и соответствующем профиле стационара обычно решает консультирующий специалист.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector