Возрастные кризисы старости в психологии
Содержание:
- Помощь психолога
- Причины возрастных кризисов
- Что такое кризис среднего возраста?
- Значение кризисных периодов в развитии ребенка
- Можно ли выделить конкретные симптомы наступления кризиса среднего возраста?
- Юношеский кризис (кризис 17 лет)
- Суть и симптомы кризиса
- Классификация
- Основные виды
- Типы личности в старости
- Что считается кризисом среднего возраста и какие временные границы он имеет?
- Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы
- Отличается ли кризис среднего возраста у мужчин и женщин?
- Что такое переломный момент в жизни?
- Подростки – переход во взрослую жизнь
- Основные причины кризисных возрастных периодов
- Особенности возрастных кризисов
Помощь психолога
При преодолении кризиса нередко оказывается нужна помощь психолога. Психологическая помощь всегда носит индивидуальный характер. То есть анализируется конкретный случай, общих советов быть не может.
Как правило, назначается психокоррекция для детей и консультациях для подростков и взрослых. Кроме бесед в отношении детей применяется арт-терапия и сказкотерапия. Подросткам иногда оказывается групповая психотерапевтическая помощь. Взрослым показаны тренинги, пожилым людям – групповая психотерапия. В отдельных случаях в каждом возрасте возможно семейное консультирование.
Тяжелее кризис переносят, а значит и чаще нуждаются в поддержке, люди:
- с внутренней дисгармонией и элементами инфантилизма в поведении;
- с акцентуациями характера;
- несамостоятельные в принятии решений;
- отличающиеся внешним локусом контроля (обвинение в неудачах окружения);
- с восприятием кризиса как тупиковой ситуации, прерывающей жизнь, а не как возможности для роста.
Важно воспринимать кризис как трудную, но преодолимую ситуацию, требующую большой ответственности и обеспечивающей личностное развитие при успешном ее прохождении. Цель прохождения кризиса – научиться принимать нового себя с позиции позитивного мышления
Причины возрастных кризисов
Причина кризисов – возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают. Центральное новообразование каждого возрастного периода содержит побудительную силу для дальнейшего развития и становится базой для формирования личности в следующем возрастном периоде. В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой – между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития. Именно в кризисные периоды развития ребенок переходит на качественно новый этап своего развития.
Что такое кризис среднего возраста?
► Психологическая ломка, которая может начаться в 30 или даже в 50 лет влечёт за собой серьёзные последствия, иногда необратимые. За спиной того, кто решил резко изменить свою жизнь, порой остаются руины семьи и карьеры. Что значит кризис среднего возраста для простого работящего человека – он, скорее всего, пройдёт почти незаметно, и мужчина ограничится парой скандалов с женой, залив ощущение безысходности горячительными напитками.
► Чем более интеллектуально развита жертва этого кризиса, тем сильнее муки, которые она испытывает. Когда у человека много времени для того, чтобы думать, он находит новые поводы для раздражения собой. Считается, что на рубеже жизни людей начинают угнетать несбывшиеся мечты, надежд и упущенные шансы. К этому присоединяется осознание ушедшей молодости и приближающейся старости.
► Кризис среднего возраста — это понимание того, что человек смертен. В молодости уход из жизни ощущается совершенно иначе, чем в зрелом возрасте. Состояние усугубляют проблемы со здоровьем, снижение работоспособности. Ещё «дедушка Фрейд» говорил, что кризис связан со страхом смерти.
► Кризис средних лет у мужчин и женщин сопровождается горечью ушедшей молодости, повышенной тревожностью, депрессивными состояниями. Это вызывает сильное желание перемен в окружении и личной жизни. Появляется необходимость самоутвердиться, доказать собственную состоятельность. Мужской кризис встречается чаще, в силу того что женщины больше погружены в своих детей, быт и более эмоциональны.
► Хотя сейчас, когда представительницы «слабого пола» порой сильнее, чем их оппоненты, кризис тоже сменил гендерную ориентацию. Если женщина посвятила свою жизнь карьере, является сильной по характеру, и ведёт себя подобно вожаку стаи, ей тоже не миновать переломного момента среднего возраста. Чем мягче и женственнее леди, чем больше она занимается своим мужчиной и домом, тем меньше вероятность того, что её настигнет кризис.
► У людей творческих профессий это состояние может совпадать с другим личностным кризисом – экзистенциональным. Понимание того, что писатель «исписался», а художник «изрисовался» может спровоцировать психическое потрясение, связанное с осознанием своего возраста и упущенных возможностей. Попав в эту ловушку, творческий человек начинает метаться в поисках нового стиля и способа самовыражения. Так у известных художников появлялись разные периоды, например, «Розовый» и «Голубой» периоды у Пикассо также были связаны с состоянием психики в зависимости от возраста.
Чаще всего происходит интрижка на стороне. На любовницу (которая обычно намного моложе жены) тратятся средства, мужчина становится скрытным, раздражительным и замкнутым.
️ Термин «кризис» происходит из греческого языка и означает перепутье, перекрёсток, развилку дорог. В китайском языке слово «кризис» обозначается двумя иероглифами – «опасность» и «возможность».
️ В отечественной психологии это понятие впервые использовал Л.С Выготский. Он называл его временем перемен, чаще позитивных и восхождением на новую ступень развития.
️ Существуют научные доказательства того, что мужчины определяют смысл своего существования иначе, чем женщины. Чаще всего это их личные достижения.
️ Сексуальная активность у мужчин зависит от темперамента, но обычно она угасает постепенно, снижаясь к 30-40 годам. Во время кризиса может произойти спад или, наоборот, её всплеск. Женщины в этом возрасте находятся на самом пике своего либидо.
Значение кризисных периодов в развитии ребенка
В возрастной психологии нет единого мнения по поводу места и роли кризисов в психическом развитии ребенка. Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. По Выготскому, возрастной кризис – норма психического развития ребенка. По Леонтьеву кризис – свидетельство не совершившегося своевременно перехода. В работах 40-70х годов ХХ века кризис трактовался как неблагоприятный синдром (трудновоспитуемость) возрастного перехода. Причиной такого поведения является возникшее у ребенка стремление к новому социальному положению. Фрустрация этого стремления – источник трудностей поведения. Психологическая трактовка кризиса свелась к педагогической коррекции. Преодоление трудновоспитуемости достигается при адекватном педагогическом ведении возрастного перехода. Позиция Д.Б. Эльконина: кризис – норма онтогенеза, условие кризиса – расхождение между операциональной и потребностной сторонами деятельности ребенка.
В настоящее время чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят на счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.
Можно ли выделить конкретные симптомы наступления кризиса среднего возраста?
Зачастую в книгах и на просторах интернета действительно можно встретить перечисление признаков наступившего кризиса среднего возраста. Среди них чаще всего фигурируют следующие:
тревога;
раздражительность;
перепады настроения;
конфликтность;
ощущение, что жизнь уходит, а ты не успеваешь сделать что-то важное;
чувство одиночества;
упадок жизненных сил;
пессимистические взгляды на будущее;
ощущение бесперспективности и другие.
Однако если посмотреть на эти симптомы отвлеченно и не осмыслить их в рамках какой-то конкретной проблемы, они ни о чем не скажут. Тревожиться можно о чем угодно, конфликты с окружением не исключены в любом возрасте, раздражаться мы можем по поводу и без.
Если мы берем кризис среднего возраста, это не только про комплекс внешних проявлений (например, подавленность и повышенная тревожность). Он куда более глубинный и ВСЕГДА сопровождается:
1) мыслями о смысле жизни и о том, как эта жизнь проживается;
2) ощущением того, что то, что у нас есть сейчас, останется неизменным — и это категорически не устраивает.
Человека вдруг накрывает ощущение полного отсутствия перспектив, которое усугубляется угасанием физических возможностей.
Если взять примеры из кинематографа, это состояние отлично передает герой фильма «День сурка», каждый день которого повторял предыдущий. Не менее ярко кризис среднего возраста передан в мультфильме «Симпсоны»: 25-й сезон, 4-я серия.
Однако на этом фоне мужчины, как правило, пытаются что-то в своей жизни изменить: жить лучше или жить более яркой эмоциональной жизнью. Вот здесь и начинаются поиски новых сексуальных партнеров, интрижки на стороне, поездки на охоту, прыжки с парашютом, попытки сменить место жительства и куда-то переехать, начать жизнь с чистого листа с другой семьей — в ход идут любые попытки насытить свою жизнь и выскочить из этой эмоциональной ямы. Так человек пытается усиленно компенсировать то, чего он когда-то не получил.
Юношеский кризис (кризис 17 лет)
Семнадцать лет замечательный возраст. Все еще впереди. Столько желаний и возможностей.
Период характеризуется переходом от жизни подростка к взрослой жизни. К этому времени все физические изменения уже завершены. В плане психологии, осознание себя еще продолжает формироваться. Принимается решение о дальнейших планах на жизнь. Личность человека уже более ли менее сформирована и он способен принимать самостоятельные решения.
В подростковом возрасте, ребенок видит жизнь через призму настоящего времени. По окончанию же школы, юноша или девушка, уже смотрят на мир глазами будущего. Вступая во взрослую жизнь надо принимать решение где продолжить обучение, какая профессия будет по душе.
Все эти вопросы и тревоги приводят к очередному сложному моменту. Это переломный момент в жизни каждого человека. Он зовется кризисом юности.
В этот период невероятна важна поддержка близких и любимых людей. Окончив школу, человек вступает в жизнь, которая ему до этого была неведома. До этого все было как-то спланировано и ожидаемо. Родной дом, школа, друзья. Но пришло время кардинальных изменений и это пугает.
У юношей дополнительный стресс может вызвать необходимость проходить службу в армии. Все мы знаем что армия это не курорт. Чрезмерная физическая активность и психологические нагрузки — не так просто переносятся молодым организмом.
Признаки этого кризиса:
- Излишний эгоизм;
- Повышенное желание к сопротивлениям, к преодолению трудностей;
- Романтические порывы, героизм. Непреодолимая тяга ко всему неизвестному и рискованному;
- Взгляд в далекое будущее, и это важнее, чем то, что есть сейчас и здесь.
Важный момент этого периода — заканчивается половое созревание. Появляется желание жить половой жизнью. На пороге полная независимость и свобода, по наступлению совершеннолетия. В преддверие этого, мысль о бытие мирской жизни, будоражит мозг наших детей.
Все, вышеперечисленное, это не последние кризисы в нашей жизни. Своими словами понятие кризис, можно охарактеризовать так: «мы не хотим жить по-старому, а как по-новому еще не придумали».
Суть и симптомы кризиса
В рамках старости принято выделять три этапа: старение (60-75 лет), старость (75-90 лет), долгожительство (больше 90 лет). Альтернативные названия периодов – ранняя, средняя и глубокая старость соответственно. Это период подготовки к выходу на пенсию, непосредственно выход, адаптация к новому социальному статусу и поиск новых форм занятости. Стоит отметить, что физические сроки периодов могут отличаться. В старости они еще больше размыты, чем во взрослости.
Новообразование возраста – мудрость. Мудрость возникает, только если человек видит и понимает единство своей жизни, невозможность изменить ее. Американский психолог Эрик Эриксон определял старческую мудрость так: «Состояние духа, взгляд в прошлое, настоящее и будущее одновременно, освобождающий историю жизни от случайностей и дающий возможность установить связь и преемственность поколений». Это высшее достижение старости. Именно достижение, само старение не обязательно означает возникновение мудрости.
Ранняя старость
При нормальном преодолении кризиса зрелости, то есть профессиональной и семейной самореализации, старение плавно вытекает из поздней зрелости. Этот период не считается кризисным и острым.
Старость
Опасным является следующий этап – средняя старость. По силе этот кризисный момент напоминает переходный возраст. Происходит новый слом ценностей, осознание конца и ухода жизни. Этот период еще называют критичной старостью. Она нередко сопровождается депрессией, ощущением покинутости и ненужности, потерей интереса к жизни. Депрессия способна перейти в суицидальные наклонности и попытки суицида.
Глубокая старость
При благоприятном прохождении кризиса наступает период глубокой старости. Это этап старческого слабоумия. Для сенильности (старческое слабоумие) характерны свои особенности:
- ощущение себя над временем, вне него;
- исчезновение страха смерти;
- впадение в детство (психологически старики близки к детям).
Последняя особенность проявляется инфантильностью, эгоцентризмом, привлечением внимания, растущим интересом к играм и безделушкам, непосредственностью, фантазированием и уходом в мечты.
Классификация
Разделить этапы становления личности можно по форме и источнику. Кризисы бывают:
- Невротические — сопутствуют возрастным изменениям. В некоторых случаях не связаны с реальными изменениями и формируются самим индивидом. Впервые человек переживает невротический кризис в раннем детстве, при первом осознанном контакте с другими детьми. Он чувствует дискомфорт от осознания, что он — не единственный ребенок в мире, ему придется научиться взаимодействовать.
- Возрастные — появляются в пограничной ситуации, когда зона ближайшего развития становится зоной актуального развития. Освоив новые навыки, индивид переходит на новый этап становления личности, меняя свое отношение к себе и к миру. Благополучное проживание изменений помогает повысить уверенность в себе, поддерживать отношения и создавать новые. Но при затяжном кризисе он теряет навыки коммуникации, не воспринимает себя как полноценную личность.
- Травматические — возникают как ответ на трагическую ситуацию, негативное внешнее влияние со стороны взрослых или сверстников. Переживание катастрофы вводит в стагнацию. Он останавливается в развитии, теряет способность самостоятельно принимать решения и управлять своей жизнью.
В норме критические изменения происходят быстро, не мешая нормальному течению жизни.
Около 40% людей утверждают, что не переживали переломных моментов, но на самом деле им просто повезло не столкнуться с негативными проявлениями.
Основные виды
Таблица возрастных кризисов в психологии:
Название
Период
Описание
Новорожденности
С 0 до 12 месяцев
Обусловлен резкими изменениями в жизни малыша. Меняется окружающая обстановка, питание. Кризис помогает ребенку привыкнуть к новым жизненным условиям.
1 года
В 1 год
Возникает на фоне увеличения потребностей ребенка, роста его возможностей. Главное достижение переходного периода — развитие речи.
3 лет
В 3 года
Сложный период в жизни ребенка. Малыш начинает осознавать личное Я, отделяется от взрослых, старается установить с ними серьезные отношения.
7 лет
Может начаться не только в 7, но и в 6, 8 лет
Ребенок открывает новую социальную позицию — он становится школьником. Происходит переоценка ценностей, меняются взгляды, появляется множество новых знакомств.
Пубертатный
С 11 до 16 лет
Обуславливается половым созреванием. Активируется выработка различных гормонов, происходит активное физиологическое и физическое развитие. Эмоциональный фон становится нестабильным. Чаще пубертатный кризис затягивается на долгие месяцы, может привести к развитию психологических нарушений.
Юности
С 16 до 18 лет
После окончания школы подросток переходит к взрослой жизни. Некоторых пугает взросление, они ищут любые способы продолжения обучения. Малая часть бывших учеников отправляется на работу, чтобы опробовать что-то новое.
Молодости
С 20 до 30 лет
Обуславливается становлением человека в обществе. Он находит работу, меняет жилье, начинает любовные отношения.
Зрелости
С 33 до 35 лет
Происходит анализ собственных достижений, успехов за прошедшие этапы жизни. Характер кризиса зависит от того, чего добился человек за сознательную жизнь.
Среднего возраста
С 45 до 55 лет
В этом возрасте у человека кончается запас сил, ослабевает здоровье, возрастает разрыв с детьми
Этот период часто сопровождается затяжными депрессиями.
Поздней зрелости
С 55 до 65 лет
Состояние стабилизируется, человек начинает больше думать о духовном, не обращает внимание на физическое положение. Постепенно субъект прекращает работать, занимается анализом прошедших лет.
Ранней старости
С 66 до 67 лет
На этом жизненном этапе возникает кризис связанный с переживаниями за прожитую жизнь
Если он смог добиться больших высот, кризисная ситуация не доставит много негативных переживаний.
Кризис трех лет
Последний вид — кризис старости. Человек смиряется с приближающейся смертью, не обращает внимания на здоровье.
Типы личности в старости
Зарубежным психологам удалось определить несколько характерных для периода старости типов личности:
- Конструктивный тип. Характерна внутренняя уравновешенность, оптимизм, позитивное мышление, критичное отношение к себе, терпимость к другим людям, высокая самооценка, планы на будущее, ожидание поддержки, позитивное отношение к потере работы.
- Зависимый тип. Наблюдается хорошая способность к адаптации вполне социальными путями. Зависимая личность не имеет профессиональных и личностных амбиций на дальнейшую жизнь, склонна к подчинению, полностью ориентируется на семью и надеется на помощь других людей.
- Защитный тип. Характерна защитная скупость на эмоции, прямолинейность в словах и поступках, привычках. Человек с трудом принимает помощь, старается сам обеспечивать себя.
- Агрессивно-обвинительный тип. Перекладывает ответственность за собственные жизненные промахи на других людей. Характерна импульсивность, подозрительность, негативные переживания, отрицание старения, страх смерти, неадекватное восприятие себя и мира, негативное отношение к окружающим.
- Самообвинительный тип. Характерна пассивность, вера в судьбу, депрессивные наклонности, отсутствие желания бороться с трудностями, безынициативность. Самообвинительный тип негативно относится к жизни и себе, страдает от одиночества, в смерти видит избавление от мучений.
Что считается кризисом среднего возраста и какие временные границы он имеет?
От депрессии или подавленного состояния его можно отличить по длительному сниженному эмоциональному состоянию, связанному с переоценкой своей личности и жизни.
Если с переоценкой личности — все более или менее понятно, то самое важное в кризисе среднего возраста — это переоценка жизни. Круг широк — семья (с этим ли партнером я хочу идти до конца), работа (на этой ли должности я хочу работать), социум (нужны ли мне эти друзья, этот город, жизнь, которая есть сейчас)
Очень часто человек осознает, что прожил не ту жизнь, о которой мечтал, и ему кажется, что вряд ли он сможет что-то изменить, ведь времени остается мало — впереди старость. И начинаются поиски нового направления.
Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы
Возраст | Предмет конфликта | Близкое окружение | Исход кризиса |
---|---|---|---|
0—1 год | Стоит ли доверять этому миру? | +Поддержка, удовлетворение потребностей, забота, контакт, эмоциональное общение | +Доверие к людям, позитивное отношение к себе |
-Отсутствие поддержки, плохая забота, непоследовательность, эмоциональная «глухота» | -Недоверие к людям, недоверие к себе | ||
2—3 года | Могу ли я контролировать этот мир?(или только свое поведение?) | +Поддержка, введение разумных ограничений, адекватная степень свободы, отсутствие родительской агрессии в наказаниях | +Автономия, стремление управлять собой |
-Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия, жесткие или унизительные наказания | -Сомнения в своих возможностях, стыд или тревожность | ||
4—5 лет | Могу ли я быть независимым от родителей и где границы моих возможностей? Что значит быть мальчиком и девочкой? | +Поощрение активности, наличие исследовательских возможностей, признание прав ребенка, поло-ролевое признание | +Инициативность, уверенность в своих силах, признание своего пола |
-Неодобрение активности, постоянная критика, обвинения, неприятие себя как девочки или мальчика | -Вина за поступки, ощущение собственной «плохости». Негативное отношение к собственному полу | ||
6—11 лет | Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? | +Мягкое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания | +Трудолюбие, наличие личных интересов и желания добиваться целей |
-Несистемное или противоречивое обучение, отсутствие руководства, позитивных примеров для подражания | -Чувство неполноценности, неуверенность и страх перед трудностями | ||
12—18 лет | Кто я без влияния родителей? Каковы мои личные убеждения, взгляды, позиции? | +Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания, признание права ребенка на собственный внутренний мир | +Идентичность, внутренняя целостность |
-Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания | -Смешение ролей, противоречие ценностей, эмоциональная зависимость |
Отличается ли кризис среднего возраста у мужчин и женщин?
Долго считалось, что подобные кризисные переживания — удел мужской половины человечества. Но с усложнением социальной иерархии и проявления у женщин более активной социальной позиции все чаще говорят о том, что у кризиса среднего возраста не существует гендерных отличий. Переживания и переоценка жизненных ценностей происходит как у мужчин, так и у женщин. Меняется гормональный фон, либидо, появляются первые признаки старения.
Но многие важные моменты все-таки отличаются. Мужчины достигают своего сексуального пика, и количество тестостерона естественным образом идет на спад. Для тех, у кого сексуальные отношения занимали верхнюю строчку в списке возможностей самоутвердиться, эти изменения вызывают тревогу. Не все джентльмены готовы принять тот факт, что они постепенно перестают интересовать женщин как объект вожделения.
Что касается социальных факторов, то нужно признать, что до сих пор на мужчину возлагают гораздо больше ожиданий в плане карьеры, финансов, обеспечения семьи. Мужчина, независимо от своих природных качеств, позиционируется как победитель. Часто в период кризиса среднего возраста мужчина отчетливо видит свои ограничения и целый ворох нереализованных планов. Это вызывает приступы дисфории и тоски. Либо напротив: все задуманное реализовано, и непонятно, к чему теперь стремиться.
У женщин немного иначе. Их также настигает страх перед старостью, однако он больше связан с увядающей молодостью и страхом одиночества, а не с «интимным» старением.
Важно отметить, что интенсивность кризиса среднего возраста зависит от множества факторов: социальный статус, семейное положение, работа, эмоциональный интеллект, характер, образ жизни и так далее, а также эмоциональной травматизации человека на протяжении его жизненного пути. Чем больше было травм — тем более «жестко» может проходить кризис
Именно с травматизацией помогает разобраться психолог — самостоятельно с подобными проблемами справиться крайне сложно.
Что такое переломный момент в жизни?
Протекание кризиса может быть сильным, умеренным и слабым. При неблагоприятном развитии переломного этапа индивид сталкивается с негативными последствиями, значительно осложняющими жизнь:
- меланхолия;
- нервный срыв;
- депрессия;
- появление зависимостей;
- социальная дезадаптация.
Человек постоянно ощущает себя неудовлетворенным: он подавлен, раздражается без видимой причины. Многих преследуют суицидальные мысли. В некоторых случаях людям не удается справиться с кризисом без помощи психолога
Поэтому так важно обращать внимание на изменения в своем поведении и мировоззрении
Подростки – переход во взрослую жизнь
Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний . Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.
Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).
Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.
В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.
Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.
Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.
А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.
На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.
Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.
В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.
С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.
Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости
Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.
К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.
Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.
Основные причины кризисных возрастных периодов
- Травма. Это может быть травма, которую переживает ребенок в процессе рождения, или перенесенная человеком в раннем детстве. Эти факторы влияют на протекание кризиса и его длительность.
- Становление личности и формирование характера. Это происходит, когда человек уже обладает определенным набором информации об окружающем мире и начинает в полной мере использовать полученные знания: манипулировать, требовать, изучать границы дозволенного.
- Влияние окружающих. Родители, друзья, супруг или супруга, знакомые и коллеги играют не последнюю роль в старте кризиса. Иногда толчком может послужить брошенная фраза, ссора или определенная негативная ситуация. Эти обстоятельства заставляют задуматься о жизненных приоритетах, могут привести к анализу достижений, неудовлетворенности и, как следствие, кризису.
- Стремление к совершенству. Человек развивается на протяжении всей жизни, но есть периоды, когда он не доволен своим внешним видом, уровнем заработной платы или состоянием жилья. Это также становится причиной для начала кризисного периода. Люди, которые ставят перед собой завышенную планку, особенно подвержены этому.
- Резкая смена привычного образа жизни. Это может быть переход на новую работу, переезд в другой город или в новую квартиру. На этом фоне могут появиться новые потребности и желания, у индивида будут развиваться рефлексии, внутренние переживания, которые выльются в кризис.
Обратите внимание, во время кризиса человек всегда становится перед выбором, и от того, какой выбор он сделает, зависит, насколько его жизнь будет успешной в будущем.
Особенности возрастных кризисов
Что если человек не отмечает в своей жизни прохождения кризисов, значит ли, что их не было? Психологи убеждены, что кризис психологический так же естественен, как изменения тела человека с возрастом. Не отдавать себе отчет в том, что сейчас они проживают психологический кризис, могут люди с низким уровнем рефлексии, невнимательностью к себе, когда свое неблагополучие он задвигает подальше. Либо же человек всячески сдерживает переживания внутри себя, боясь разрушить свой положительный образ перед окружающими, показать себя личностью с проблемами. Такое непроживание, игнорирование кризиса впоследствии дает объединение всех непройденных этапов, подобно лавине. Нужно ли говорить, что это тяжелый исход, огромная психологическая нагрузка, с какой справиться человек подчас оказывается не в силах.
Еще один вариант нетипичного течения кризисов наблюдается часто у сверхчувствительных личностей, открытых к переменам, трансформациям личности. Они склонны к профилактике, и при появлении первых симптомов наступающего кризиса, стараются сразу сделать выводы, адаптироваться. Кризисы у них протекают мягче. Однако такой предвосхищающий подход не дает в полноте погрузиться в урок, который несет человеку кризис.
Каждый кризис содержит в себе то, что поможет человеку на дальнейшем отрезке жизни, дает опору для прохождение следующих кризисов. Человек не развивается линейно, он развивается ступенчато, и кризис – как раз тот момент рывка в развитии, после которого наступает период стабилизации, плато. Кризисы помогают личности расти, мы не растем по доброй воле, самостоятельно выходить из состояния равновесия не хочется, да и, кажется, незачем. Потому психика задействует наши внутренние конфликты. Благодаря кризисам человек хоть и неравномерно, но растет всю жизнь.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!