Виды и симптомы нарушения внимания в психологии
Содержание:
- Определение слова «Внимание» по БСЭ:
- Какое бывает внимание
- Виды и формы внимания
- Почему мы отвлекаемся
- Управление вниманием
- Развитие внимания
- Журналистский и ритмический подходы
- Почему важно уметь распознавать истерическое расстройство личности?
- Из-за чего возможно снижение?
- Методы исследования
- Продукты, которые повышают внимание
- Свойства внимания
- Теории внимания
- Характеристики
- Вывод
Определение слова «Внимание» по БСЭ:
Внимание — характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов
Различают три вида В.: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное, или пассивное, В. имеет место, когда выбор объекта деятельности определяется без заранее поставленной цели, непреднамеренно. Если выбор производится сознательно, преднамеренно, то В. является произвольным, или активным. Произвольное В. является актом воли, оно присуще только человеку и возникло в процессе труда: «Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании…» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). Деятельность может так захватить человека, что её выполнение не требует от него специальных волевых усилий. наличие цели в сочетании с отсутствием волевых усилий характеризует послепроизвольное В. В. возникает, существует и развивается в деятельности, являясь необходимым условием её сознательного осуществления. Непосредственной причиной появления В. является значимость внешних воздействий (их субъективная новизна, интенсивность, контрастность и т.д.) для личности. Конкретные особенности В. устанавливаются с помощью характеристик его устойчивости, объёма, распределённости и возможности переключения. Устойчивость В. — способность удерживать объект деятельности в поле сознания на определённый срок, причём временный интервал устойчивости может колебаться от долей секунды до нескольких часов. Объём В. — количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени. объём В. может быть определён с помощью Тахистоскопа. Если объекты дискретны, не связаны смысловой связью (например, набор букв), то объём В. не превышает 3-6 единиц. при наличии смысловой связи он резко возрастает (например, слова или фразы). Распределённость В. — способность удерживать в поле сознания объекты одновременно нескольких различных деятельностей. Под переключением В. понимают особенности перехода в поле сознания от объектов одной деятельности к объектам другой. В. стало предметом интенсивного психологического изучения на рубеже 19-20 вв., когда с его помощью стремились объяснить самые различные проявления психики. В силу этого понятие «В.» стало крайне многозначным. Оригинальную моторную теорию В. выдвинул русский психолог Н. Н. Ланге, связав В. с движениями, которые производит человек при восприятии или представлении предмета. Материалистическую трактовку В. дал французский психолог Т. Рибо (понимание В. как ряда приспособительных рефлексов). В современной психологии ряд проблем, изучавшихся ранее в связи с В., рассматривается в рамках исследования установки и краткосрочной (оперативной) памяти (См. Память ЭВМ). Вместе с тем изучение В. приобрело огромное значение в связи с созданием современных сложных технических систем и специфической деятельностью в них человека, требующей тонких и развитых механизмов В. (см. Инженерная психология). В. изучается также в педагогической психологии. Лит.: Добрынин Н. Ф., Внимание и его воспитание, М., 1951. его же, Основные вопросы психологии внимания, в кн.: Психологическая наука в СССР, т. 1, М., 1959. Рибо Т., Психология внимания, пер. с франц., 3 изд., СПБ, 1897. Узнадзе Д. Н., Проблема внимания (в свете теории установки), в кн.: Психология, т. 4, Тб., 1947 (на груз. яз., резюме на рус. яз.). Н. Ф. Добрынин.
Какое бывает внимание
По степени участия в отборе информации внимание можно разделить на непроизвольное, произвольное и постпроизвольное
Непроизвольное внимание
Непроизвольное внимание импульсивно и рефлективно: не мы решаем, куда его направить, а что-то внешнее утягивает нас за собой. Человек с непроизвольным вниманием действует как механизм, подчиняющийся правилам (и недалеко уходит от собаки Павлова)
Занимались важным делом, но вот уже пять минут обдумываете постороннюю мысль или не можете убрать из головы тот эклер из кондитерской. Так вы живете в парадигме «Мне хочется», где внешнее владеет сознанием, желанием, намерением.
Когда внимание выходит из-под вашего контроля, это результат реактивного, «спящего» сознания. При реактивном сознании следом за вниманием из-под контроля уходят и ваши действия, мысли, эмоции, они становятся результатом реакции на раздражитель
Нас похвалили — мы встрепенулись, обругали — поникли. Люди ждут мотивации, внешнего раздражителя, чтобы начать действовать, а в качестве закономерного итога получают лень, апатию и прокрастинацию.
Произвольное внимание
Произвольное внимание — это самостоятельное управление всеми структурами сознания: эмоциями, мыслями, процессами, состояниями. Не в ответ на внешний раздражитель, а исходя из собственного желания, намерения
Произвольное внимание всегда сопровождается большим или меньшим волевым усилием, и длительное поддержание произвольного внимания вызывает утомление более сильное, чем при физической работе.
Полный контроль над своим вниманием и волей подразумевает активное сознание — это и есть то, что принято называть осознанностью. Когда мы направляем свое внимание и энергию в сторону собственных целей, мы живем в парадигме «Я хочу» — так начинается рост, развитие, создание чего-то ценного
Произвольное, упорядоченное внимание напрямую связано с активностью и уровнем энергии. Когда в голове порядок, мы тратим гораздо меньше психической энергии, поэтому помыть посуду иногда будет большим отдыхом, чем зависнуть в соцсетях
Постпроизвольное внимание (Поток)
Внимание, которое идет в направлении, определенном субъектом, но уже не требует постоянной поддержки волей, называется постпроизвольным вниманием. Организм начинает работать в оптимальном режиме и ограничивается лишь естественным утомлением и истощением своих ресурсов
Виды и формы внимания
Можно сказать, что внимание — это достаточно сложное и многогранное явление. Оно может различаться по признаку первичности или вторичности восприятия информации
Так, можно выделить произвольное и непроизвольное внимание.
Если человек неосознанно концентрируется на том или ином объекте или процессе, то такой вид внимания называется непроизвольным. Речь идет о неосознанных установках, которые могут быть вызваны сильным внезапным воздействием раздражителя
Такой вид достаточно часто перерастает в осознанное произвольное внимание. Также пассивная концентрация достаточно часто обуславливается прошлыми впечатлениями, которые в какой-то степени повторяются в настоящем
Таким образом, если обобщить приведенную информацию, то можно сказать, что непроизвольное внимание обусловлено следующим рядом причин:
- неожиданное воздействие раздражающего фактора;
- сила влияния;
- новые, незнакомые ощущения;
- динамичность раздражителя (именно движущиеся предметы наиболее часто вызывают концентрацию внимания);
- контрастные ситуации;
- умственные процессы.
Произвольное внимание возникает в результате сознательных возбудительных процессов в коре головного мозга. Довольно часто для его формирования необходимо постороннее воздействие (например, педагоги, родители, авторитетные личности)
Важно понимать, что произвольное внимание — это непременный атрибут трудовой деятельности человека. Оно сопровождается физическими и эмоциональными усилиями, а также вызывает усталость, подобно физической работе. Именно поэтому психологи рекомендуют иногда переключаться на отвлеченные объекты, чтобы не подвергать свой мозг колоссальным напряжениям
Именно поэтому психологи рекомендуют иногда переключаться на отвлеченные объекты, чтобы не подвергать свой мозг колоссальным напряжениям.
Психологи выделяют не только произвольное и непроизвольное внимание. После того как человек сконцентрировался на объекте и хорошо изучил его, дальнейшее восприятие происходит как бы автоматически
Это явление получило название послепроизвольного, или вторичного.
Если говорить о формах внимания, то можно выделить внешнее (на окружающих объектах), внутреннее (на умственных процессах), а также моторное (воспринимаются движущиеся объекты).
Почему мы отвлекаемся
Давайте выделим основные причины, почему нам бывает сложно сконцентрироваться.
Отсутствие силы воли
Сила воли простыми словами – это умение управлять своим вниманием
Концентрироваться на том, что важно, и отсекать второстепенное. Поэтому, развивая силу воли, вы одновременно улучшаете и качество своего внимания
Поэтому, развивая силу воли, вы одновременно улучшаете и качество своего внимания.
Дискомфорт
Неудобная поза, боль, голод – все это отвлекающие факторы, которые перетягивают внимание на себя. Вы, наверное, в курсе, что сигналы тела наш мозг обрабатывает в первую очередь
Поэтому прежде чем приступать к работе, постарайтесь устранить все эти помехи.
Куча нерешенных дел
Очень сложно сосредоточиться, когда множество проблем висят над вами дамокловым мечом. Даже если вы не думаете о них в конкретный момент времени, они все равно маячат где-то на периферии вашего сознания. Начните потихоньку разгребать их – тайм-менеджмент вам в помощь.
Управление вниманием
Достаточно большое количество людей сталкивают с трудностями, когда пытаются повысить уровень своего внимания. Одни не могут концентрироваться на деталях, другим сложно воспринимать объект исследования целиком. Психологи советуют тренироваться с разными объектами каждый день. То есть выбирать для упражнений не только то, что мозг обрабатывает лучше всего, но и те вещи, которые он считает скучными, неинтересными и не заслуживающими внимания. 5-10 минут в день, и спустя время можно будет наблюдать заметные результаты.
Внимание – это важный аспект человеческой жизнедеятельности. Оно является незаменимым в процессе обучения и трудовой деятельности
Даже в давнем мире, когда до цивилизованного общества было еще не одно столетие, а жизнь человека была во власти природы, выживали самые внимательные особи. Они были лучшими охотниками, реже умирали от случайно попавшего в пищу ядовитого растения и быстрее всех реагировали на атмосферные изменения, ища укрытие. Может, сейчас мир изменился, стал менее опасным и более удобным, но здесь все еще есть множество не всегда приятных неожиданностей, так что пристальное внимание никто не отменял.
Развитие внимания
Внимание — одно из самых важных качеств человеческой психики. Его нельзя назвать самостоятельной функцией, так как оно тесно связано со всеми психическими процессами и проявляется внутри каждого из них
Человеку приходится внимательно смотреть, слушать, пользоваться другими органами чувств, вести разнообразную мыслительную деятельность. Можно дать следующие определения вниманию:
Это процесс избирательного отбора наиболее важной информации, поступающей из окружающего мира, и игнорирование остальной (второстепенной) информации. Фокусировка человеком своего восприятия на каком-то объекте или событии
Фокусировка человеком своего восприятия на каком-то объекте или событии.
Фокусировка (или направленность) восприятия может быть непроизвольной, произвольной и послепроизвольной.
Непроизвольное внимание связано с раздражающими факторами, когда подсознание само переключает восприятие человека на какой-либо объект. Раздражающим фактором может быть броский цвет, громкий звук, резкое движение или смена одного явления на другое (например, бьющий в глаза резкий свет при выезде из тоннеля)
Произвольное внимание основано на сознательном управлении им, и связано с принудительной концентрацией на определенной деятельности, а также исключением отвлекающих факторов (так ученик, сосредотачивая свое внимание на решаемой задаче, выключает музыку и просит не шуметь). Послепроизвольное внимание является продолжением произвольного, когда выполняемая работа вызывает интерес, а сосредоточенность на ней не вызывает сознательных усилий
Этот вид внимания наиболее эффективен для решения любых задач
Послепроизвольное внимание является продолжением произвольного, когда выполняемая работа вызывает интерес, а сосредоточенность на ней не вызывает сознательных усилий. Этот вид внимания наиболее эффективен для решения любых задач
Внимательность — одна из важнейших характеристик психики человека. От того, насколько она развита, зависит продуктивность его учебной и профессиональной деятельности, эффективность потраченного на решение задачи времени. Зачастую от того, насколько развита внимательность, зависит жизнь и здоровье человека. Так, невнимательность за рулем приводит к авариям, а незамеченное препятствие (натянутый трос, яма, открытый люк) могут служить причиной несчастного случая
Без навыка правильно распределять внимание невозможно работать авиадиспетчером, ведь ему приходится одновременно удерживать в зоне своего контроля сразу несколько движущихся объектов
Поэтому внимание обязательно нужно в себе развивать наряду с воспитанием такого важного качества личности, как сила воли. Как и любой навык, оно поддается тренировке в любом возрасте, если подойти к этому процессу правильно и действовать целенаправленно.
Журналистский и ритмический подходы
Журналистский подход
Многие из нас обращаются к стилю работы, который Гейссельхарт называет «журналистский подход». Это когда ты думаешь, что когда у тебя выдастся час-два свободного времени, то в этот момент ты сядешь и будешь работать над заданиями, которые у тебя есть. Однако этот подход абсолютно неприменим для большинства людей, как для новичков в этом, так и для тех, кто ещё профессионально не состоялся в тех заданиях, которые они выполняют.
Например писатель, за плечами которого уже много написанных книг, способен работать в таком режиме. И если у него между встречами выдаётся час-полтора тайм-аута, то он может сесть, сосредоточиться и написать пару страниц из своей книги. Писатель же, который пишет свою первую книгу, не сможет войти в подобное состояние потока при первой надобности.
Ритмический подход
Чаще всего в книгах по самомотивации пишут, что успешные люди встают в 5-6 часов утра и работают в полной тишине. Это длится от 2х до 4х часов, пока дети, семья или другие коллеги не начинают уводить их в сторону будничной рутиной. Именно это их основное время работы, потом идут встречи, организационные или другие вопросы. Но всю основную работу они выполняют в это тихое время утренних часов.
В чём заключается выгодное отличие ритмической техники концентрации от журналистской?
В уменьшении потраченного на сосредоточение времени. Вы ритмическом подходе вы сами себе создаёте рутину. Вы знаете, что в определённые часы вы должны заниматься конкретным делом и знаете сколько у вас есть времени на это занятие. Время, чтобы настроится на работу существенно сокращается и как правило ничем не прерывается.
Однако, чтобы успешно применять методику ритмичного подхода, вам предстоит ответить на такие основополагающие вопросы как:
- Что ты будешь делать;
- Сколько по времени ты будешь это делать;
- Где ты будешь это делать;
- Как ты поддержишь свою работу (например будет ли перерыв на завтрак, кофе или зарядку);
- Как будет построен процесс работы (имеется ли право выхода в интернет, сколько раз выпить кофе, и другие).
Отвечать на эти вопросы в процессе работы занимает слишком много времени и энергии, что впоследствии ведёт к прокрастинации и к ухудшению внимательности. Попробуйте принять для себя эту модель хотя бы на какое-то время. Договоритесь с собой, что вы работаете по этой модели хотя бы месяц, и вы гарантированно увидите результаты.
Почему важно уметь распознавать истерическое расстройство личности?
Независимо от того, идет речь о коллегах, друзья, родственниках или любимых, очень важно распознать истерическое расстройство личности у человека. Так вы сможете помочь вашим отношениям, сделав как свою жизнь, так и жизнь этого человека проще
Например, представьте себе, что ваш босс страдает от истерического расстройства личности. У него случаются резкие перепады настроения, а также имеется неприятная привычка превращать небольшие недочеты с вашей стороны в огромные ошибки. Он также не может концентрироваться на своих обязанностях, поэтому передает вам свою работу. Если бы вы не знали, что у него истерическое расстройство личности, ваш начальник, вероятнее всего, сводил бы вас с ума. Однако теперь, когда вы знаете о его проблеме, вы можете научиться приспосабливаться и кооперировать.
Из-за чего возможно снижение?
Проблемы с вниманием могут возникнуть из-за стресса, тревожности, депрессии, неправильного питания, плохого сна, недостаточной физической активности. Появление интернета привело к снижению сосредоточенности на чём-то главном
Социальные сети, мессенджеры с включёнными уведомлениями постоянно отвлекают пользователя. Сконцентрироваться при проявлении максимума усилий порой не получается из-за чтения книг с мобильного устройства вечерней порой. Разбросанные по странице ссылки, большое количество открытых вкладок рассеивают внимание человека.
К снижению внимательности нередко приводят следующие причины:
- усталость, перенапряжение нервной системы;
- необходимость в одновременном выполнении множества задач;
- низкий уровень мотивации, заинтересованности субъекта;
- нежелание прилагать лишние усилия, лень;
- возрастные изменения, связанные с расстройством мозговой деятельности;
- рассеянность как свойство личности.
Методы исследования
Существует несколько методов изучения нарушений внимания, которыми пользуются специалисты:
- Корректурная проба. Методика была разработана Бурдоном. Пациенту выдают бланки, на которых хаотично расположены буквы. Исследователь выбирает 1 или 2 буквы, которые нужно зачеркивать. Через каждые 60 секунд он оставляет отметку карандашом там, где держит карандаш пациент. После теста исследователь получает информацию о продолжительности концентрации внимания, количестве и характере ошибок, проценте выполнения задания.
- Счет по Крепелину. Методика позволяет исследовать работоспособность человека, его утомляемость, упражняемость. На листике в столбик записываются однозначные числа, которые пациент должен сложить в уме. На выполнение задания выделяется небольшой промежуток времени. Специалист оценивает, сколько времени понадобилось на выполнение теста, какие ошибки были допущены в процессе.
- Отсчитывание. Методика проверки внимания, которая была предложена Крепелиным. С ее помощью можно определить возможности пациента счетных операциях. Субъекту нужно отсчитывать от 200 или 100 одно и то же число на протяжении определенного промежутка времени. Считать нужно про себя, но полученный результат называть вслух.
- Поиск чисел в таблице Шульте. Размеры таблицы — 60×60 см. На ней хаотично расположены числа от 1 до 25. Пациент должен отойти от таблицы так, чтобы видеть ее, указывать на нужные цифры указкой.
Чтобы получить информацию о состоянии внимания, специалисты составляют графики, в которых указываются ошибки, правильные ответы. Данные сравнивается со скоростью, точностью.
Продукты, которые повышают внимание
Если у вас нет времени на выполнение специальных упражнений, тогда вам поможет особая диета из натуральных продуктов. Вся еда, что мы употребляем так или иначе воздействует на тело и сознание. Есть среди неё и ингредиенты, повышающие внимательность.
Грецкие орехи
Орехи серьёзно влияют на работу мозга. Лидером среди них является грецкий орех. Благодаря содержанию Омега-3, орехи оказывают оздоровительное воздействие на мозг человека, являются сильным антиоксидантом и повышают работу нашего мозга. Благоприятное воздействие грецких орехов подтверждено изысканиями Медицинской школы Дэвида Геффена из Калифорнии в 2019 году.
Черника – антиоксидант
В ягоде черники находится огромное количество антиоксидантов, что способствуют борьбе с воспалением и улучшают работу функций мозга. Содержание питательных веществ в чернике даёт «топливо» для нашей умственной деятельности и повышает концентрацию внимания человека.
Полезный лосось
Богатство рыбы жирной кислотой Омега-3 позволяет замедлять ухудшение работы функций головного мозга и снижать риск появления болезни Альцгеймера
Мясо лосося способствует борьбе с воспалением, тем самым повышая внимание человека. Но не забывайте следить за качеством, покупаемой рыбы
Авокадо
Ещё один продукт, содержащий кислоту Омега-3 – авокадо. Кроме этого полезного для мозга микроэлемента, плод богат витамином «E», нужного для хорошей работы мозговой ткани. Также ягода авокадо способна замедлять развитие болезни Альцгеймера.
Масло из оливок холодного отжима
В оливковом масле полно антиоксидантов, что делает его полезным для мозга и помогает улучшить нашу память и внимательность. Полезные качества масла подтверждает исследование Journal of Alzheimer’s Disease, произведённое в 2019 году.
Тыквенные семечки
Из продуктов, увеличивающих концентрацию и внимательность, выделяют семена тыквы. Кроме Омега-3 и антиоксидантов, в семенах есть цинк, также влияющий на мозговую деятельность. Согласно исследованию японского университета Сидзуоки, цинк в семечках кроме повышения внимания помогает предотвращать неврологические болезни.
Овсянка
Овсяная каша для нашего внимания очень полезна. К тому же в неё можно смело добавить орехи и чернику, и получить вкусное и вдвойне полезное блюдо
Но важно отметить, что подойдёт только овсянка из цельных зёрен, а не быстрого приготовления
Шпинат и другие листовые
В такой пище, как шпинат, браунколь и другие листовые овощи, есть полезные микроэлементы для поддержания активности нашего мозга
Витамин «K» и фолиевая кислота в овощах помогают сохранить здоровье головного мозга и его функции, в том числе отвечающие за внимание и концентрацию
Шоколад и какао
Какао и шоколад замечательно стимулируют мозг и являются источником антиоксидантов. Причём чем больше в шоколаде какао, тем лучше. Употребление шоколада с количеством какао не меньше 60 % увеличивает внимательность и бдительность человека.
Мята
Для увеличения внимания человеку подойдёт перечная мята. Она успокаивает сознание и повышает когнитивные функции мозга. Принимают её с чаем, просто дыша ароматом травы или добавляя масло мяты в ванну.
Свойства внимания
- Объем внимания – это количество объектов, которые человек может воспринять и осознать в условиях одноразового и кратковременного предъявления. Норма – 7± Изучается с помощью тахистоскопического метода (на экране мелькают объекты, появляющиеся на 0,1 сек).
- Распределение внимания – проявляется при одновременном выполнении двух или более видов деятельности. Легкость зависит от содержания совмещаемых видов деятельности и, главное, от степени автоматизации одного из видов деятельности. Легче совмещаются различные по содержанию виды деятельности – умственная и физическая.
-
Концентрация внимания – это сила сосредоточения внимания на объекте или деятельности, это силовая характеристика внимания, обратно пропорциональная отвлекаемости. Концентрация внимания определяется следующими факторами:
- Внешние условия: обстановка, в которой выполняется деятельность — отвлекающие факторы снижают уровень концентрации внимания.
- Содержание выполняемой работы: чем интереснее выполняемая деятельность, тем выше уровень концентрации внимания.
- Степень сложности выполняемой деятельности: наибольшая концентрация внимания достигается при средней степени сложности выполняемой деятельности; при слишком легкой или слишком сложной деятельности концентрация внимания снижается.
- Особенности личности: волевые качества и темперамент – чем выше уровень развития воли, сила и уравновешенность нервных процессов, тем выше уровень концентрации внимания.
-
Устойчивость внимания – длительность сосредоточения (временная характеристика внимания). Зависит от тех же факторов, что и концентрация, но не является постоянной характеристикой. Изменение проявляется в колебаниях внимания:
- Микроколебания – от 2 до 12 сек;
- Макроколебания – 15-20 мин.
Колебания внимания отражаются на качестве работы. Причины колебаний – утомление.
- Переключаемость внимания – проявляется при переключении с одной деятельности на другую. Легкость переключения зависит от содержания деятельности, на которую переключаются, от степени трудности (индивидуально) и от особенностей личности, в первую очередь, от подвижности нервной системы (чем подвижнее нервная система, тем выше уровень переключаемости внимания).
Теории внимания
Внимание своими интересными и противоречивыми свойствами привлекало взгляды многих ученых. Происхождение и сущность внимания они объясняли по-разному
Анализируя разные подходы к пониманию природы внимания, Н.Н. Ланге, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп:
Внимание как результат двигательного приспособления. Произвольный перенос внимания с одного предмета на другой невозможен без мускульных движений
Приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия обеспечивают мышечные движения;
Внимание как результат ограниченности объема сознания. И. Герберт и У. Гамильтон полагают, что более интенсивные представления вытесняют менее интенсивные, не объясняя при этом, что они понимают под «объемом сознания»;
Внимание как результат эмоции. Особое развитие эта теория получила в английской ассоциативной психологии. Она указывает, что внимание зависит от интересности представления, зависит от эмоциональной окраски представления;
Внимание как результат апперцепции. Жизненный опыт индивида оказывает большое влияние на внимание;
Внимание как особая активная способность духа. Ряд психологов считают, что внимание это первичная и активная способность, но происхождение её необъяснимо;
Внимание как усиление нервного раздражителя. Оно обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы;
Теория нервного подавления. Теория объясняет основной факт внимания тем, Что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы. Результатом этого является факт особой концентрации сознания.
Оригинальные трактовки внимания выдвигались и отечественными психологами, например, П.Я. Гальпериным. Основные положения его концепции в следующем:
Внимание это один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие. Оно направлено на содержание образа, мысли, другого феномена, который в данный момент существует в психике человека;
Внимание по своей функции представляет контроль над содержанием
В действиях человека есть ориентировочная, исполнительская, контрольная части. Эта контрольная часть и представлена вниманием;
Деятельность контроля или внимания, в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, не имеет отдельного результата;
Все конкретные акты произвольного и непроизвольного внимания с его точки зрения, как деятельности психического контроля, есть результат формирования новых умственных действий.
Данные теории опираются на реальные факты, но игнорируют все остальные проявления, абсолютизируя выделенные феномены. Только в совокупности всех свойств можно правильно понять феномен внимания.
Характеристики
При изучении психологии внимания нужно определить его характеристики:
Переключаемость — определяет скорость смены концентрации между разными объектами. Благодаря этому свойству человек реагирует на раздражители в экстренных ситуациях. Если психика не может быстро переключаться между занятиями, адаптироваться к разным видам деятельности, у человека будет нарастать усталость. Если переключение происходит слишком быстро, работоспособность повышается. Скорость переключения между занятиями зависит от отношения человека к деятельности
Ученые проводили исследования, в ходе которых доказали, что женщины переключают внимание быстрее мужчин.
Объем — определяет количество объектов, воспринимаемых одновременно. Чтобы измерить эту характеристику, ученые используют тахистоскоп
Увеличить объем внимания можно. Для этого субъект должен научиться группировать информацию по содержанию, смыслу. Стандарт объема для взрослого человека — 7 объектов.
Рассеянность — человек не может длительное время концентрироваться на одном объекте, переключает его на другие. Это называется рассеянностью. Она бывает подлинной или мнимой. Первый тип проявляется слабой интенсивностью внимания, ослабленной переключаемостью между разными видами деятельности. Мнимая рассеянность проявляется в трудной переключаемости, высокой избирательности. Это связано с тем, что человек слишком сильно сосредоточен на каком-то объекте. Он игнорирует предметы, явления вокруг, замыкается в себе. Субъект создает для себя, окружающих массу проблем.
Распределение — способность рассредоточить внимание на несколько дел одновременно, чтобы успеть сделать больше. Делать несколько равнозначных дел одновременно невозможно. Сначала нужно научиться разбивать дела по приоритетности, только после этого распределять внимание.
Колебания — кратковременные усиления, ослабления способности. Колебания чаще происходят у людей, которые имеют устойчивое внимание, умеют его контролировать. При этом они изменяются в промежутке времени от 6 до 12 секунд.
Устойчивость — характеристика, которая показывает, сколько времени человек концентрирует внимание на выбранном объекте. Этот параметр должен быть хорошо развит у людей ответственных профессий. На устойчивость способности влияет психическое, физическое состояние субъекта, его темперамент, любовь к делу.
Концентрация — характеристика, которая выражается степенью сосредоточенности на выбранном объекте. Люди, которые умеют концентрировать внимание на определенной деятельности, могут достигнуть высокой продуктивности. Максимальная концентрация проявляется в критических ситуациях, когда речь идет об угрозе организму, любимому человеку. Эта характеристика зависит от темперамента, свойств нервной системы.
Отвлекаемость — явление, при котором внимание непроизвольно перемещается с одного объекта на другой. При этом на человека должны воздействовать окружающие факторы, раздражители. В результате проводимых экспериментов, было установлено, что отвлекаться субъект начинает спустя 20 минут производительного труда.
Вывод
Устойчивость внимания — это способность человека сосредотачиваться на изучении определенного объекта или же выполнении конкретного вида деятельности. Именно этот фактор во многом обуславливает работоспособность и объемы воспринимаемой информации
Важно понимать, что концентрация внимания позволяет отбросить все второстепенные факторы на второй план, но это вовсе не значит, что исключена смена акцентов
Если говорить о видах внимания, то можно выделить произвольное и непроизвольное. Первое из них является сознательным. В центре внимания оказывается именно тот объект, который непосредственно интересует индивида. При этом, если такое сосредоточение происходит регулярно, мозг начинает концентрироваться автоматически. Такой вид внимания называется послепроизвольным. Но часто бывает так, что индивид совершенно неожиданно переключается на объекты или явления, которые не имеют никакого непосредственного отношения к его деятельности. В данном случае можно говорить о непроизвольном внимании. Это могут быть резкие звуки, яркие цвета и прочее.
Внимание обладает рядом свойств. Основным из них является концентрация
Она подразумевает способность на протяжении определенного периода времени удерживать в центре внимания конкретный объект. Объем характеризует количество предметов или видов деятельности, на которых одновременно может сосредоточиться человек, а вот устойчивость — это время, на протяжении которого может сохраняться данное состояние.
Довольно интересным является такое явление, как распределение внимание. Имеется в виду, что человеку вовсе не обязательно концентрироваться только на одном единственном виде деятельности
Иногда в силу специфики деятельности приходится одновременно выполнять несколько процессов. При этом некоторые из них доведены до автоматизма, а другие требуют определенных умственных и психологических усилий. Наиболее яркими примерами может послужить профессиональная деятельность педагога или же водителя транспортного средства.
Важно понимать, что далеко не каждый человек способен на протяжении длительного времени сохранять в центре внимания один и тот же объект или же выполнять однородную деятельность. Для того чтобы выяснить свои способности, можно пройти определенные психологические тесты
По их результатам легко определить уровень устойчивости внимания. Если он окажется неудовлетворительным, рекомендуется прибегнуть к ряду специальных упражнений.
Довольно активно психологами изучается такое явление, как избирательная концентрация. Этот механизм позволяет выделить нужный объект из ряда аналогичных. Причем речь может идти о зрительных, слуховых, тактильных и других видах восприятий. Среди шума голосов человек может выделить речь собеседника, из нескольких мелодий он слышит только одну, а если речь идет о двух изображениях, то невозможно уловить их каждым глазом по отдельности.