Сколько лет учиться в школе в россии

Содержание:

Обучение детей в коррекционных школах различного вида

Среди родителей бытует мнение, что спецшкола — это клеймо на всю жизнь, что после ее окончания нет шанса получить образование и профессию. Все зависит исключительно от особенностей конкретного человека. В некоторых случаях страх оправдан: не все особенные дети успешно вливаются в обычное общество

Важно объективно оценивать способности и возможности своего сына или дочери. В каких-то случаях следует бороться за возможность обучения по обычной общеобразовательной программе, даже если есть особенности развития

Учтите интересы собственного ребенка, взвесьте все «за» и «против»: возможно, ему понравится в коррекционной школе, где учитывается темп его развития и способности, где обучение дается легче, принося спокойствие и удовлетворение.

Рассмотрим все: с 1 по 8 виды обучения в школе — что это, каким образом дети обучаются, какие документы получают при окончании.

Коррекционная школа 1 вида

Предназначена для неслышащих детей. Группы для обучения совсем маленькие — по 5-6 человек. Классы оснащаются необходимой техникой и оборудованием для легкого усвоения и восприятия материала. Факультативно преподается язык жестов для облегчения общения. Обучение делится на три ступени: начальное, общее и полное. Длится обучение 12-13 лет. Оканчивая заведение, выпускник получает документ государственного образца.

2 вид

В такой школе обучаются слабослышащие дети с частичной потерей слуха и недоразвитием речи. Ребят распределяют на два отделения. В первом учатся дети с легкими нарушениями, а во втором — с существенным недоразвитием речи, являющимся следствием потери слуха. Численность ребят в классе — не более 10 человек. Классы оснащаются оборудованием для усиления звука. Для развития речи предусмотрены индивидуальные занятия. По окончании учебного заведения ребенок получает аттестат и при желании сдает ЕГЭ.

Коррекционные школы 3 и 4 вида

Это учебные заведения для слепых и для слабовидящих детей, обучающихся по системе Брайля. В школах 3 вида учатся незрячие и дети с остаточным зрением, а 4 вид предназначен для слабовидящих и ребят с другими нарушениями (косоглазие, амблиопия). Классы оснащены специальной аппаратурой. В классе обучаются не более 12 человек. Длится школьный курс 12 лет, по его окончанию выдается свидетельство государственного образца.

5 вид

В таких заведениях обучаются дети с патологиями речи. Часто ребят делят на два отделения: в первом — дети с дизартрией, алалией, афазией, а во втором — ребята с тяжелой формой заикания. Общими словами, школа 5 вида — что это такое — это речевая школа. При устранении дефекта речи ребенок переходит в обычную школу. Программа в речевых заведениях общеобразовательная, но с соблюдением особого речевого режима. В группе не больше 12 человек, с каждым работает логопед. Старших классов не предусмотрено, дети сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) после 9 класса и получают об этом свидетельство — аттестат.

Коррекционная школа 6 вида

Предназначена для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата. Классы вмещают до 10 человек. Обучаются дети по общеобразовательной программе 11-12 лет, непосредственно занимаясь проблемами со здоровьем. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают задержки психического или умственного развития. В этом случае они обучаются по программам учебных заведений 7 или 8 типа, получая либо аттестат об окончании 9 классов, либо свидетельство государственного образца.

Коррекционная школа 7 вида

Это заведения для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Часто это и дети с СДВГ. Потенциально это дети с сохранным интеллектом, но слабой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Программа общеобразовательная, но адаптированная под особенности ребят, классы — по 12 человек. Ребята учатся с 1 по 9 класс, сдают ГИА и получают аттестат. С одобрения комиссии ребенка из спецшколы 7 вида переводят в обычную общеобразовательную.

Коррекционная школа 8 вида

В заведении оборудованы специальные классы для труда. Число человек в классе — не более 12. Программа специально адаптирована и завершается аттестацией по трудовому обучению. Некоторые школы 8 типа предусматривают 10 и 11 классы и предлагают ребятам пройти производственную практику. Аттестат об окончании школы дети не получают, а только свидетельство, с которым есть возможность поступить в вечернюю школу, получив там среднее образование и аттестат, либо поступить в ПТУ и сразу освоить конкретную трудовую профессию. Если резюмировать, что это такое — школа 8 вида — это спецшкола для детей с умственной отсталостью, в которой большая часть занятий посвящена трудовой подготовке учеников.

Система образования

Охват населения школами продолжался до 1950 гг., когда их число достигло 131,3 тыс. С 1960-х количество заведений общего среднего образования пошло на спад, который продолжается до сих пор. А сегодняшние 41,3 тыс. – это втрое меньше, чем было в 1960 г., и в 1,7 раза – по сравнению с 1990 г.

Почему? Основных причин называют две:

  • закрытие сел. Она первая и главная. Во всем виновата урбанизация, когда люди уезжали в города, села признавались неперспективными и расформировывались;
  • оптимизация. Применительно к образовательной системе России – это уменьшение количества школ под предлогом их «неэффективности».

«Результатом проведенной оптимизации стало сокращение с 2001 года числа детских садов с 51 до 48 тыс., сельских школ — с 46 до 24 тыс., городских — с 23 до 18 тыс. единиц» (С. Орлова, аудитор Счетной палаты).

В то время, когда учащихся становится все больше – за последние десять лет их численность выросла с 13,8 млн в 2008 г. до 16,1 млн в 2018 г., или на 17%, образовательных учреждений за этот период стало на 26% меньше (с 55,8 тыс. в 2008 г. до 41,3 тыс. в 2018 г.).

Как Вы считаете, в России достаточно школ?

Да
Нет

Семи-, девяти- и десятилетки, школы 1 и 2 ступеней из далеких лет давно остались в прошлом. С 2001 года введена одиннадцатилетняя программа, объединенная в три ступени обучения:

  • начальное;
  • основное;
  • среднее (полное).

Каждая из них, согласно федеральному закону № 273-ФЗ (ч. 5, ст. 66), обязательна для всех граждан РФ. Но последнюю можно освоить в ссузах, поступив туда после 9 класса. Правда, согласно Конституции РФ, достаточно получить основное образование.

Интересно почитать! Стоимость «бесплатного» образования и медицины в СССР

О хлебе насущном

Точнее, о питании в школе. Во времена нашего детства для завтрака отводилась большая перемена после второго урока, и чинными парами каждый класс по очереди направлялся в столовую, где давали котлету с солянкой или творожный сырок с киселем. Качество было, конечно, стандартно-общепитовским, но все-таки лучше, чем ничего. Потом наступил момент, когда завтраками кормить в школе перестали, и тогда ученики стали носить с собой бутерброды и термосы, утяжеляя и без того нелегкую ежедневную ношу. К счастью, сейчас практически во всех школах питание существует. В некоторые школы еду привозят уже в разогретом виде, в других – завтраки готовят на месте. Отдельные школы даже шведский стол устраивают.

Кто бы мог подумать, что школьные завтраки тоже могут нуждаться в реформе? А ведь поди ж ты… Например, муниципалитет города Нью-Йорка принял решение: в школьных завтраках не должно быть сладостей. Под угрозой исключения находятся также блюда из макарон и картофеля. Популярные у тинэйджеров пицца и куриные нагеты (обжаренные во фритюре кусочки мяса в панировке) останутся в меню, но их порции будут уменьшены. В школах отныне запрещена продажа жевательной резинки, конфет, печенья и лимонада. Взамен учащимся будут предложены блюда из овощей, молочные продукты и фрукты. Такое революционное решение продиктовано печальной статистикой – сейчас примерно каждый пятый нью-йоркский школьник страдает ожирением.

Заботятся о здоровом питании школьников и в Японии: здесь в школьный завтрак в обязательном порядке входят два-три перепелиных яйца, а также крабы, которых, кстати, поставляют из России.

Любопытно, что мальчики и девочки выбирают в школьных столовых разные блюда. Исследователи центра Sodexho проанализировали, чем обусловлен выбор детей и подростков от 5 до 17 лет в одиннадцати разных странах. Выяснилось вот что:

  • Дети настаивают на своем праве выбирать еду по вкусу. Если в 1960 году 76 % детей были согласны «есть, что дают», то сегодня таких только 10%.
  • За последние три десятка лет общая суточная калорийность потребляемых в школе продуктов в целом уменьшилась.
  • Мальчики тратят на еду в три раза больше денег, чем девочки.
  • За завтраком девочки проводят в полтора раза больше времени, чем мальчики, зато мальчики предпочитают подольше посидеть за обедом (ланчем).
  • Мальчики потребляют калорий в среднем на 56% больше, чем девочки.
  • 73 % девочек заявили, что сидели на диете на протяжении последних двенадцати месяцев.
  • У 20% мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой.

Предметы в 10-11 классах

В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.

Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.

Какие школьные предметы следует изучать углубленно

При поступлении на технические направления:

  • алгебру
  • геометрию
  • физику
  • информатику (ИКТ)
  • русский язык

При поступлении на гуманитарные направления:

  • русский язык
  • литературу
  • историю
  • обществознание
  • иностранный язык

При поступлении на естественнонаучные направления:

  • химию
  • биологию
  • математику
  • русский язык

Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.

И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:

  • алгебра;
  • астрономия;
  • биология;
  • география;
  • геометрия;
  • естествознание;
  • изобразительное искусство (рисование);
  • иностранный язык;
  • информатика (ИКТ);
  • истоки;
  • история;
  • краеведение;
  • литература;
  • литературное чтение;
  • математика;
  • мировая художественная культура (МХК);
  • музыка;
  • начальная военная подготовка;
  • общественно-полезный труд;
  • обществознание;
  • окружающий мир;
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • основы духовно-нравственных культур народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • основы финансовой грамотности;
  • основы экономики (экономика);
  • проектирование;
  • психотренинг;
  • риторика;
  • родная литература;
  • родной язык;
  • русский язык;
  • статистика;
  • технология (труд);
  • физика;
  • физическая культура;
  • философия;
  • химия;
  • черчение;
  • экология.

Смольный институт Екатерины II

До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:

  • В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству. 
  • В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
  • В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
  • В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий. 

Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:

  • Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
  • Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
  • Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
  • Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Заслуги Екатерины II: доступное образование для девушек, более строгое обучение у юношей с углублённым изучением точных наук, преемственность творческих предметов у французов.

Среднее профессиональное или специальное — какое лучше

Чем они отличаются друг от друга? По сути – ничем. Однако в головах людей существует стереотип, что лицей престижней техникума, а техникум –училища.

Все дело в словах и в отношении к ним. Хотя на деле ССО имеет больше преимуществ, например:

  1. обучение занимает меньше времени;
  2. срок дальнейшего обучения в ВУЗе тоже сокращается на год-два;
  3. после 5 лет трудового стажа диплом ССО приравнивается к высшему образованию;
  4. можно выбирать среди 400 профессий;
  5. высокая степень трудоустройства;
  6. различные льготы от больших предприятий (питание, проезд и т.д).

Если человек хочет быстрее отучиться и приступить к работе, то лучше нацелиться на средне-специальное образование. СПО – для тех, кто хочет обучаться пошагово, планомерно и никуда не спешит: сначала 3-4 года в лицее, потом 4-6лет в ВУЗе.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Старшие классы

Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России это, чаще всего, последние три года обучения: 9, 10 и 11 классы.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое число новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. Периодически обсуждается идея вернуть в учебный план для старших классов предмет НВП, рассматривавшийся во времена СССР как подготовка к службе в армии (этот предмет обычно вели отставные военные). Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.

По завершении обучения сдаётся Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Все обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по другим предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

До всеобщего введения ЕГЭ (2009 год) выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль, а имеющим одну или две отметки «хорошо» — серебряная, и медалистам полагались льготы при поступлении в вуз по традиционной форме. С введением ЕГЭ эти льготы утратили смысл и были отменены. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.

Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем общем образовании — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изученным предметам.

Школа-студия

Государственные художественные школы проводят вступительные экзамены, чтобы отобрать самых талантливых ребят. Если желающих учиться гораздо больше, чем абитуриентов, то преподаватели вынуждены отсеивать даже тех, у кого есть способности. В этом случае можно отдать ребенка в подготовительный класс и попытаться поступить на следующий год или найти частную художественную студию.

Основные отличия студии от ДХШ:

  • нет вступительных экзаменов;
  • выше стоимость занятий;
  • используются классические и современные методики преподавания;
  • ученик сам выбирает предметы;
  • проводятся мастер-классы;
  • для младших детей преобладает игровая форма обучения;
  • принимают с 4 лет.

Качество образования в студии не уступает художественной школе, но диплом студии не примут во внимание при поступлении на архитектурно-художественный факультет. Если ребенок хочет связать свою жизнь с рисованием, то ДХШ предоставит больше возможностей для реализации планов

Модель профильного обучения

В российских школах существует несколько моделей профильного обучения. Основные из них рассмотрены в статье.

Физико-математический

Физико-математический профиль позволяет добиться большего результата в обучении для учащихся, которые имеют склонность к точным наукам.

Характеристика данного профиля:

  1. Способствует развитию логического мышления.
  2. Прививает навыки, которые будут необходимы в практической деятельности.
  3. Позволяет ученикам получать больше информации по заданному направлению и управлять ей.

Углубленное изучение математики и физики осуществляется с помощью увеличения количества данных уроков в неделю. Профиль считается наиболее сложным для слабо подготовленных учеников. После получения аттестата выпускникам можно поступать на так называемый физмат (физико-математический факультет).

Химико-биологический

Целью данного профиля является получение химических и биологических знаний, способствующих дальнейшему обучению в высшем учебном заведении по этим направлениям.

Методика обучения имеет свои особенности:

  1. Большую часть занятий занимают лекции.
  2. Чаще проводятся лабораторные работы.
  3. На уроках биологии периодически проходят полевые практики.

Также учащимся могут предоставляться факультативные занятия.

Социально-экономический

Профильными предметами являются, как правило, математика, экономика, обществознание, право.

По окончании школы учащиеся социально-экономического профиля при получении необходимого количества баллов на ЕГЭ могут поступать в вузы на специальности:

  • экономист;
  • бухгалтер;
  • финансист;
  • аудитор;
  • менеджер;
  • социолог;
  • специалист банковского дела.

В последнее время социально-экономический профиль пользуется гораздо большим спросом, чем химико-биологический.

Лингвистический

Лингвистика представляет собой науку, изучающую языки. Причем касается это не только иностранного, но и родного для обучающегося человека языка. Чаще всего лингвистический профиль предполагает углубленное изучение иностранных языков. Увеличение количества учебных часов по данному направлению дает более расширенное изучение материла.

Больше времени уделяется:

  • аудированию;
  • особенностям стилистики;
  • письменной речи;
  • терминологии.

Кроме того, увеличивается объем задаваемых для чтения текстов.

Другие профили

В образовательных школах существуют и другие профили.

Среди них:

  1. Социально-гуманитарный профиль — предметы для углубленного изучения: право, обществознание, история, иностранный язык. Часто по данному направлению на уроках проводятся семинары.
  2. Филологический профиль. В основном ведется углубленное изучение русского, английского, немецкого или французского языков.
  3. Технологический профиль. Основными предметами являются информатика, алгебра, геометрия, физика.
  4. Инженерный профиль. Упор делается на математику, физику и информатику. Также возможны предметы архитектурно-строительной (графика, черчение, рисунок) и технической направленности (робототехника, механизация и др.).
  5. Оборонно-спортивный профиль. Предоставляется больше возможностей заниматься командными и одиночными видами спорта, единоборствами, пулевой стрельбой. Профильными предметами являются физкультура и ОБЖ (основа безопасности жизнедеятельности).

Школа вправе сама устанавливать, в каком направлении будет функционировать профильное обучение и какие предметы будут основными.

Порядок поступления

Занятия начинаются по графику или по мере формирования учебных групп. В течении учебного года можно присоединиться уже к существующей группе при наличии свободных мест – при необходимости преподаватель поможет наверстать пропущенный материал.

Порядок записи на обучение:

  • выбрать площадку обучения или учебную программу, курс или мастер-класс
  • отправить заявку на обучение с со страницы сайта выбранной программы обучения
  • администратор пригласит ознакомиться с условиями обучения и расписанием занятий
  • при необходимости можете посетить пробное занятие в действующей учебной группе

После выбора учебной программы заключается договор на оказание образовательных услуг, согласуете режим занятий и оплачиваете стоимость обучения.

Как и где можно применить полученные знания

Полученные навыки пригодятся во время экзамена по рисованию или живописи. Если ребенок планирует стать художником, дизайнером или архитектором, то ДХШ поможет поступить в институт на нужный факультет.

Ребята, которые не выберут в дальнейшем творческую профессию, смогут применить знания на уроках рисования или черчения. Занятия живописью развивают чувство цвета и стиля. Выпускники создадут эскиз желаемого платья для швеи, сами подберут нужный оттенок при оформлении дизайна комнаты.

Основные правила приема

Зачисление производится по следующим правилам:

  • вступительные экзамены проводятся с начала июня по конец августа (все зависит от условий определенного учебного учреждения);
  • абитуриенты, успешно сдавшие живопись и композицию, зачисляются в 1 класс;
  • после окончания экзаменационного этапа проводится собрания для родителей, где обсуждаются: время занятий, перечень необходимых материалов, план работы на год;
  • школьники, которые не прошли конкурсный отбор, могут начать обучение на платной основе (обговаривается отдельно с администрацией школы).

Требования к поступающим

Если ваш ребенок изъявил желания поступить в художественную школу, то ознакомьтесь с требованиями, предъявляемыми ко всем поступающим:

  • возраст от 9 лет;
  • гражданство Российской Федерации;
  • отсутствие медицинских противопоказаний;
  • умение и желание учиться и узнавать что-то новое.

Вступительные экзамены – это живопись и композиция

Перечень документов для поступления

Необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление с просьбой о приеме в школу на имя директора, написанное родителями или законными опекунами;
  • свидетельство о рождении (ксерокопию и оригинал);
  • СНИЛС;
  • 2 цветные фотографии размером 3х4 см;
  • справка из школы и поликлиники о состоянии здоровья школьника.

Живопись

Экзамен по живописи подразумевает выполнение натюрморта, который состоит из 2-3 предметов. Абитуриент должен провести грамотное расположение композиции на листе бумаги, корректно передать пропорции, объем и цвет всех предметов. Испытание проводится в течение 3 академических часов. С собой необходимо принести:

  • ватман формата А 3;
  • 3 простых карандаша: твердый (Н), мягкий (В) и твердо-мягкий (НВ);
  • стирательную резинку;
  • малярный скотч (для закрепления бумаги на мольберте);
  • акварельные краски;
  • кисти маленького и среднего размера.

Композиция

Вступительные экзамен по композиции предполагает выполнение зарисовки по заданной тематике с обязательным включением человеческой фигуры или силуэта какого-либо животного. Школьник должен правильно выразить свой замысел, корректно и пропорционально расположить все композиционные элементы на листе бумаги. Длительность испытания – 3 академических часа. С собой нужно взять следующее:

  • фломастеры (не менее 10 шт);
  • цветные карандаши (не менее 12 шт);
  • альбом формата А 4;
  • 3 простых карандаша: твердый (Н), мягкий (В) и твердо-мягкий (НВ);
  • стерку.

Утвержденное расписание ЕГЭ на 2020 год:

  • 25 мая (понедельник) — география, литература, информатика (ИКТ);
  • 28 мая (четверг) — русский язык;
  • 1 июня (понедельник) — ЕГЭ по математике. Базовый и профильный уровень сдаются в один день. Выбрать можно что-то одно;
  • 4 июня (четверг) — история, физика;
  • 8 июня (понедельник) — обществознание, химия;
  • 11 июня (четверг) — иностранные языки — письменная часть: английский, французский, немецкий, испанский, китайский. Плюс — биология;
  • 15 июня (понедельник) — иностранные языки — устная часть;
  • 16 июня (вторник) — иностранные языки — устная часть.

8. Для школьников утвердят новую форму.

В России разрабатывается национальный стандарт школьной формы. Речь, в первую очередь, идет о качестве одежды, в которой дети проводят до восьми часов в день, а то и больше. По задумке Минпромторга, уточнение требований поможет избежать «эффекта скафандра» из-за синтетической подкладки. По планам, национальный стандарт школьной формы может появиться как раз 2020 году.

9. Для учителей появится обязанность проходить повышение квалификации по новейшей единой модели.

Министерство просвещения разрабатывает единую модель, по которой будут повышать квалификацию российские учителя.

Министр просвещешия О. Васильева отметила, что дополнительное профессиональное образование (ДПО) для педагогов нуждается в модернизации, оно должно стать персонифицированным с использованием современных форматов обучения и актуального содержания программ.

Всего будет пять блоков: в том числе предметный (что преподавать) — не менее 36 часов, методический (как преподавать) — минимум 18 часов, психолого-педагогический — не менее 36 часов, воспитательный — не менее 36 часов. И что самое интересное — обязательная стажировка — минимум 18 часов.

10. Программа «Земский учитель»

С января 2020 года работает программа «Земский учитель».

Проект получил название «Земский учитель» по аналогии с уже существующей программой «Земский доктор». Участникам программы предусматривается денежная выплата в размере 2 млн рублей на Дальнем Востоке и 1 млн рублей — в остальных регионах. Всего на программу из федерального бюджета предусмотрено около 4 млрд рублей. Но за это придется отработать в школе, расположенной в сельской местности, поселке городского типа или городе с населением не более 50 тыс. человек, не менее 5 лет.

На сайте будет полный банк вакансий, списки школ, условия и зарплата. Учителя смогут подобрать на нем себе новую работу и подать заявку. Победители определятся до 15 мая. С 15 июня по 20 июля — с «земскими учителями» должен быть заключен трудовой договор. И до 1 декабря 2020 года все победители получат свои выплаты. Деньги можно будет тратить на что угодно.

Подробнее о программе «Земский учитель».

Школьная система XIX века в России

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. 

Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:

  • Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища. 
  • Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
  • Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
  • Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге. 

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:

  • Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
  • Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику. 
  • Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее. 

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:

  • Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет. 
  • Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
  • Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.

Колледж после 9 класса плюсы и минусы

Начнем с того, что поступление и обучение в колледже для 15 — 16 летнего человека не станет стрессом. Это достаточно мягкий переход ко взрослой жизни, особенно если учебное заведение находится в родном городе и подросток продолжает жить с родителями.

Для поступления в колледж требуется только аттестат, точнее учитывается его средний балл. То есть если вы озадачились поступлением в колледж к началу 9 класса шансы исправить аттестат еще есть. Если же речь идет о поступлении на творческую специальность, то придется еще пройти и творческий конкурс.

Кстати о творческих специальностях стоит отдельно. Лично мне кажется, что для детей, который учатся в художественной, музыкальной театральной или спортивной школах поступление в колледж по творческой специальности после 9 классов самое несомненное благо (если они конечно увлечены своим творчеством или спортом). Тут все просто — дети практически полностью погружаются в изучение своего направления, не тратят время и силы на дорогу из одной школы в другую, на детальное изучение предметов из школьной программы, которые неинтересны, у них формируется круг общения по интересам.

Во время обучения в колледже успеваемость студентов контролируется преподавателями. Да и сама по себе система обучения в колледже от школьной отличается не так сильно, как в вузе. Самостоятельность развивается постепенно и в нужное время. Кстати после колледжей в вузы поступают чаще, чем после школы, при этом, если у колледжа заключен договор с вузом, то по своей специальности поступить можно будет без ЕГЭ по внутренним экзаменам. Студенты колледжей также принимают участие в олимпиадах и конкурсах, которые организуют вузы и получают шансы на дополнительные баллы при поступлении в вуз.

Еще один вариант получить высшее образование — это продолжить обучение по своей специальности и получить степень прикладного бакалавриата. Займет это год (посчитайте сколько времени экономится, если вы поступили после 9 классов: 3-4 года обучения в колледже + 1 год бакалавриат = максимум к 20 годам у вас и востребованная специальность и высшее образование).

Ну и еще один очевидный плюс колледжа — социальная адаптация там проходит быстрее. Пока сверстники просиживают штаны за школьной партой, учащиеся колледжей получают профессию, проходят практику и постигают азы взрослой жизни. И еще раз повторю — это все проходит достаточно мягко и ненавязчиво, в отличие от вуза, где взрослым приходится стать вдруг и сразу.

Что же мы можем отнести к минусам обучения в колледже после 9 класса?

  • если учебное заведение находится в другом населенном пункте, то это вызовет дополнить затраты и риски, ведь ребенок еще слишком мал для самостоятельной жизни, ему нужна помощь и контроль;
  • есть вероятность, что ребенок не захочет продолжать образование и ограничится диплом колледжа.

Что россияне думают о школе

Данные социологических опросов, проведенных агентством ROMIR Monitoring. Всего было опрошено 1500 человек в возрасте от 18 лет и старше.

Как Вы считаете, кто является для нынешних школьников наибольшим авторитетом?

  • Родители 36%
  • Друзья 23%
  • Герои кинофильмов, книг 23%
  • Бабушка (дедушка) 4%
  • Брат (сестра) 3%
  • Учителя 3%
  • Политические деятели 1%
  • Другое 6%
  • Затрудняюсь ответить 2%.

Где учится Ваш сын/дочь?

  • В обычной школе 23%
  • В лицее (гимназии) 4%
  • В спецшколе 1 %
  • У меня нет ребенка школьного возраста 72%.

Платите ли Вы за обучение своего ребенка? (Рассматривается мнение респондентов, у которых есть ребенок школьного возраста).

  • Нет, не плачу 83%
  • Да, плачу 17 %.

Довольны ли Вы результатами учебы Вашего ребенка? (Рассматривается мнение респондентов, у которых есть ребенок школьного возраста).

  • Полностью доволен 24%
  • Скорее доволен 52%
  • Скорее недоволен 20%
  • Совершенно недоволен 3%
  • Затрудняюсь ответить 1%.

Как Вам кажется, что должна делать школа в первую очередь — давать знания или воспитывать цельную личность?

  • Давать необходимые знания 21%
  • Воспитывать личность 13 %
  • Делать то и другое в равной степени 66%.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector