Почему у детей возникает неврозоподобный синдром?

Диагностика невроза

В первую очередь малыша обследует педиатр – для исключения болезней внутренних органов. Далее диагностический поиск продолжает невролог, исключая повреждение нервной системы. Невролог может назначать дополнительные инструментальные методы обследования: ЭЭГ, УЗДГ сосудов головы и шеи, МРТ, сомнографию (исследование фаз сна). Когда органические причины исключены, особенности личности ребенка исследует медицинский психолог в ходе патопсихологического обследования. Исследуется интеллект, мышление, воля, эмоции. В психологическом заключении отражается структура личности – темперамент, характер, навыки, способности, особенности протекания психических процессов.

Причины патологии

Навязчивый симптом развивается у маленьких пациентов по разнообразным причинам. Заболевание развивается у пациентов при генетической предрасположенности. Если у близких родственников ребенка диагностировался патологический процесс, то он находится в группа риска.

Заболевание появляется при воздействии разнообразных провоцирующих факторов. В группе риска находится ребёнок, который растет в плохой семейной обстановке. Патологическое состояние появляется у детей при частых умственных и физических нагрузках. При плохих отношениях со сверстниками у ребенка может диагностироваться заболевание. Оно диагностируется при информативной перегруженности.

Навязчивость возникает при  серьезной травме психики. Наиболее часто ее диагностируют у детей, которые переживают развод родителей или смерть близкого человека. Если родители воспитывают ребенка неправильно, то это может привести к развитию болезни. Она появляется у детей, к которым родители заявляют чрезмерно высокие требования.

Навязчивое действие и связанное с ним заболевание развивается при воздействии разнообразных психотравмирующих факторов, поэтому родителям рекомендуется внимательно относится к здоровью и воспитанию ребенка.

Причины

Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).

Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).
Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).
Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).

Основной фактор, способствующий возникновению неврозов у детей, — затяжной стресс или постоянно повторяющаяся психотравмирующая ситуация. Причём причины такого состояния могут быть обусловлены и внешними событиями, и внутренними переживаниями ребёнка, и проблемами со здоровьем.

Психологические причины:

  • чувствительный, нервный, мнительный тип личности;
  • ошибки воспитания, неблагополучная семья (алкоголики, наркоманы), нехватка родительской любви, физические наказания, постоянные скандалы родителей или их развод;
  • неудачные отношения, постоянные конфликты с окружающими, социальная дезадаптация, склонность к аутизму;
  • чрезмерные нагрузки в школе, множество дополнительных занятий;
  • неудачи в школе, неуспеваемость, авторитарный стиль преподавания;
  • повышенный уровень притязаний и ожиданий к себе и окружающим, низкая самооценка.

Когда на ребёнка постоянно давит какая-то из вышеперечисленных проблем, которую он не может разрешить в течение длительного времени, начинается невроз. Вторая предпосылка — разные, но ежедневные стрессы (вчера двойку получил, сегодня мама несправедливо наказала, завтра надо ехать на соревнования и т. д.).

Биологические факторы:

  • функциональная недостаточность нейромедиаторных или нейрофизиологических систем;
  • слабый иммунитет, постоянные инфекции;
  • врождённые патологии;
  • хронические заболевания.

Особенности терапии

При неврозах в детском возрасте широко применяются психотерапевтические методики. С ее помощью нормализуется обстановка в семье, а также улучшаются взаимоотношения со взрослыми и корректируется воспитание. Психотерапия может быть индивидуальной, групповой и семейной.

Благодаря работе психолога с членами семьи он определяет причины нарушений у ребенка. Это позволяет разработать действенную схему, которая направлена на устранение эмоционального расстройства. Специалист рассказывает родителям об ошибках в воспитании и помогает их устранить.

Индивидуальные занятия с малышом проводятся в специальном кабинете, который оборудован под игровую комнату. Изначально маленький пациент взаимодействует с игрушками и книгами.

После того, как психолог установит стойкий эмоциональный контакт с ребенком, он проводит беседу с ним. При неврозе у детей осуществляется применение разнообразных психотерапевтических методик. К ним относится арт-терапия, суггестивная игротерапия, аутогенная тренировка.

При неврозах у детей рекомендовано применение медикаментозной терапии. С помощью препаратов предоставляется возможность лечить неприятную симптоматику патологии. Детям рекомендуется принимать настои из растений курсами, длительность которых составляет 1,5 месяцев. Если у пациента наблюдается астеническая симптоматика, то лечение проводится общеукрепляющими и тонизирующими лекарствами:

  • Препаратами кальция;
  • Ноотропилом;
  • Витаминами;
  • Пантогамом.

Если при астенических состояниях наблюдается субдепрессивный синдром, то ребенку нужно давать настойку элеутерококка или женьшеня. Раздражительная слабость излечивается с применением микстуры Павлова. Одновременно ребенок должен принимать настойки таких растений, как пустырник или валериана.

При неврозах высокоэффективными являются ванны, в которые предварительно добавляется настой хвои. Пациентам рекомендовано применение физиотерапевтических процедур – электросона и электрофореза, который требует использовать кальций, бром, магния сульфат, димедрол. Лечение патологии проводится с применением транквилизаторов, которые имеют седативный эффект. В детском возрасте специалисты советуют применение Эуноктина или Элениума.

Если при невротических состояниях отмечается субдепрессивный синдром, то лечение проводится с применением антидепрессантов, которые назначаются в небольшой дозировке. При неврозах пациентам назначают Амитриптилин или Мелипрамин. Если у ребенка отмечается повышенная возбудимость или гиперкинетический синдром, то лечение проводится Сонапаксом. Если у ребенка диагностируется системный невроз, то при его терапии учитывается основной патогенетический фактор.

Невроз в детском возрасте развивается на фоне воздействия психотравмирующего фактора или при неправильной обстановке в семье. Существует большое количество разновидностей  неврозов у детей, которые отличаются между собой по симптоматике.

При возникновении первых признаков болезни родителям рекомендовано проконсультироваться с доктором. Только специалист определит тип заболевания и разработает действенную схему лечения с применением психотерапевтических методик, физиотерапии и медикаментозных препаратов.

Терапия и профилактические меры

Лечение неврозов у детей дошкольного возраста состоит из посещения специалиста и обязательной педагогической просвещенности родителей. Возможно, взрослым нужно пересмотреть свое отношение к дошкольнику и методы воспитательного процесса, которые к нему применяются.

Детский психотерапевт занимается постановкой диагноза, выявлением причин заболевания и назначением лечения.

Основной метод лечения — психотерапия, которая нормализует обстановку в семье и корректирует родительское влияние на ребенка. Индивидуальные сеансы работы с ребенком направлены на коррекцию психосоматического состояния и устранение симптомов заболевания.

Профилактика неврозов у детей дошкольного возраста заключается в соблюдении определенных поведенческих факторов.

В первую очередь — спокойное общение между взрослыми, которые окружают ребенка

Отсутствие ссор, повышения тона голоса, агрессивной атмосферы общения.
Адекватная нагрузка на психику, соблюдение полноценного режима питания, отдыха и сна.
Отсутствие физического или морального насилия над ребенком, педагогическая образованность родителей.
Внимание к малышу, к его личности, к его желаниям, мнению, достоинству.
Профилактика и лечение имеющихся психологических проблем родителей, отсутствие видимой ребенку тревожности или страхов у мамы с папой.

Профилактические меры и чего не стоит делать при неврозах

Основным профилактическим моментом, который направлен на предотвращение развития у ребенка невроза является понимание родителями причин, способных дать толчок для подобной патологии

Когда родители будут достаточно осведомлены в этом вопросе, они смогут обращать более пристальное внимание на воспитание ребенка, и сумеют обойти «острые углы» в этом вопросе

В семье должна быть максимально благоприятная погода для роста и развития ребенка, для этого необходимо:

  • адекватно организовывать физические нагрузки для ребенка;
  • вовремя лечить возможные заболевания;
  • сбалансировать питание;
  • следить за тем, чтобы ребенок полноценно отдыхал и спал по ночам;
  • организовать правильные воспитательные мероприятия, чтобы сформировать в ребенке сильную личность.

Профилактика неврозов гораздо более проста, чем их последующее устранение.

Для предупреждения развития неврозов не рекомендуется:

  • давать ребенку противоречивые установки – за один и тот же поступок то наказывать, то игнорировать,
  • высмеивать недостатки ребенка;
  • игнорировать вопросы ребенка по поводу ваших собственных поступков;
  • пугать ребенка врачами, полицией, детским домом, сказочными героями;,
  • сравнивать ребенка с его друзьями, особенно не в пользу вашего ребенка;
  • за любую повинность без выяснения причины сразу применять наказание;
  • практиковать телесные наказания.

Невроз у ребенка – это ситуация, от которой нельзя отмахиваться, и думать, что все пройдет само собой. Возможно с возрастом проявления неврозов не будут такими яркими, но невротику будет гораздо сложнее адаптироваться к окружающему миру и добиться в нем успеха и самореализации.

Как возникает детская неврастения?

Ребенок с рождения находится в постоянном взаимодействии с реальностью, миром, довольном большим количеством людей, их поведением, реакциями на различные ситуации. Все, что касается ребенка, его жизни, кажется ему значимым

При этом совершенно неважно, что будет для него особенно значимым (каждый сам определяет эту самую «значимость»)

Но когда личность не готова столкнуться с «несовершенством» мира или попросту считает эту задачу изначально нерешаемой, тогда возникает конфликт, который негативно воздействует на личность ребенка. Эта неразрешимость конфликта «подтачивает» нервную систему. Ребенок пытается эту проблему спрятать поглубже. Начинает воспринимать ее как личную неудачу, убеждая постепенно самого себя в ее неразрешимости. Напряжение растет все больше.

Если исходить из данной точки зрения, получается, что к неврастении должна быть определенная склонность. У каждой личности существует свой адаптационный ресурс, при его истощении, невозможности разрешать задачи, может возникнуть астено-невротический синдром.

При этом наблюдается жесткое несоответствие между возможностями личности ребенка и требованиями постоянно изменяющейся реальности. Ведь если на разных детей воздействует, грубо говоря, один и тот же раздражитель из внешней среды, то далеко не у каждого возникнет астено-невротический синдром. Ситуация только может способствовать развитию неврастении, но никак не быть прямой причиной возникновения. Как сказано в монографии детского психиатра Б.В. Воронкова «Без личностной готовности даже при очень серьезных жизненных трудностях невроз не сформируется».

Разумеется, это не единственная теория о природе возникновения неврастенического состояния. Существуют также и другие. Одной из них является теория психоаналитиков, в первую очередь,  Z. Freud. Следуя этой точке зрения невроз (или неврастения как одна из форм невроза) образуется из-за запретного влечения и психологической защиты. Начало невроза проистекает еще из раннего детства. Следуя постулатам другой теории основная роль в возникновении невротических расстройств лежит в наследственной предрасположенности (F.Reymond, F. Kehrer).

Для неврастении не характерна психотическая симптоматика, т.к. у больного сохраняется критичность к своему состоянию и самосознание личности. Как самостоятельная форма невроза неврастения у детей формируется начиная со школьного возраста. У детей дошкольного возраста проявляется как психогенные астенические реакции в ответ на психотравмирующую ситуацию.

Зависимость проявлений срыва от причин

Симптомы нервного срыва не различаются по гендерному признаку, зависят от причин развития невроза.

Влияют физическая усталость, сложности во взаимоотношениях, трудности в работе, финансовая ситуация.

Внешние факторы провоцируют:

  • головокружение и головные боли;
  • нарушение сна;
  • нарушение когнитивных функций (например, ухудшение памяти);
  • учащенное сердцебиение;
  • расстройства пищеварения и др.

Нервный срыв связан с работой психики. Порой человек страдает от депрессии, генерализованного тревожного расстройства, фобий, шизофрении и других заболеваний. Тогда появляются:

  • нарушения механизмов выживания (потеря полового влечения, пищевые расстройства, утрата инстинкта самосохранения);
  • синдром хронической усталости;
  • мышечные и суставные боли в спине и ногах в разных местах.

Какие бывают?

В медицинской практике неврозы подразделяются на множество разновидностей, но в детском возрасте может возникать только часть из них.

Большинство болезней обладает характерными симптомами, но в некоторых случаях их признаки могут напоминать плохие привычки.

Например, отдельной разновидностью неврозов являются привычные патологические действия.

В данном случае ребенок может раскачивать туловище при засыпании или в любое другое время, покусывать кончики пальцев, раздражать руками половые органы, грызть ногти или постоянно перебирать волосы.

Виды неврозов, чаще всего встречающихся в детском возрасте:

  1. Невроз тревоги или страха (ребенок может бояться оставаться один, испытывать страх темноты, в некоторых случаях данные состояния сопровождаются нарушением сознания и возникновением галлюцинаций).
  2. Неврастения или астенический невроз (заболевание чаще всего встречается у подростков или детей школьного возраста, сопровождается патология чрезмерной утомляемостью, раздражительностью и нарушением сна у ребенка).
  3. Невротический энкопрез (заболевание диагностируется в большинстве случае у мальчиков дошкольного и школьного возраста, сопровождается заболевание непроизвольными испражнениями).
  4. Невротический энурез (психические расстройства сопровождаются непроизвольным мочеиспусканием, которое в большинстве случаев возникает преимущественно в ночное время суток).
  5. Нервная анорексия (данная патология относится к числу неврозов, связанных с критичным нарушением аппетита у детей, спровоцировать такое состояние могут не только психологические факторы, но и чрезмерное кормление малыша в грудном возрасте).
  6. Невротическое заикание (заболевание начинает проявляться в процессе развития речи ребенка, причиной его возникновения могут быть многочисленные внешние и внутренние факторы).
  7. Ипохондрический невроз (заболевание чаще всего диагностируется у подростков, проявляется патология в виде страха определенных заболеваний и чрезмерной обеспокоенностью ребенка собственным здоровьем).
  8. Невротические тики (патология может проявиться в любом возрасте, но в группе риска находятся мальчики дошкольного возраста).
  9. Нарушение сна невротического типа (заболевание сопровождается бессонницей, разговорами во сне, лунатизмом и другими состояниями).

Особенности невроза навязчивых движений

Невроз навязчивых состояний в большинстве случаев выявляется у детей дошкольного или младшего школьного возраста.

Сопровождается такое состояние различными видами фобий, нарушением движений, повышенной возбудимостью, вегетативными и сенсорными расстройствами.

Особенностью данного заболевания является сочетание страхов с определенными двигательными отклонениями.

При возникновении страха ребенок может осуществлять следующие действия:

  • покашливание;
  • моргание глазами;
  • имитация насморка;
  • кивание головой;
  • причмокивание;
  • скрежет зубами;
  • щелканье пальцами;
  • накручивание волос на палец.

Симптомы

Детские неврозы имеют физиологические и психологические признаки. К симптомам физиологического характера относят:

  • Нарушение сна. Первыми проявлениями невроза у детей является прерывистый сон или бессонница, появление ночных кошмаров.
  • Снижение аппетита. Малыш все чаще отказывается от еды, возможны рвотные рефлексы во время приема пищи. У подростков иногда фиксируется анорексия.
  • Частые головокружения, головные боли.
  • В теле ощущается слабость, повышенная утомляемость.
  • Неврозы у детей дошкольного возраста часто проявляются в виде недержания мочи, нервного кашля.
  • Нервные подергивания конечностями, появление судорог.

Помимо физиологических симптомов, неврозное состояние сопровождается и психологическими признаками:

  • Частые истерики, дети младшего возраста могут падать на пол и рыдать.
  • Раздражительность.
  • Появление всевозможных фобий.
  • Затяжная депрессия (наиболее часто встречается в подростковом возрасте).

Диагностика и лечение детских неврозов

Поскольку потребности и проблемы юных пациентов существенно отличаются от таковых у взрослых людей, диагностика детских неврозов также имеет свои особенности. Ребенок не всегда может внятно объяснить, что с ним происходит, чего он боится и чего именно ему не хватает. Поэтому беседы с доктором не могут быть основным методом для постановки правильного диагноза.

Первое, что необходимо сделать родителям в тех случаях, когда у их чада выявляются признаки невротического расстройства – это всесторонне обследовать ребенка. Зачастую то, что окружающие принимают за невроз, может быть симптомом соматического заболевания, гормональной недостаточности, мозговых нарушений и так далее. Если при обследовании выявляются какие-то проблемы, то в первую очередь необходимо заняться лечением обнаруженного заболевания.

В то же время нелеченный невроз может стать причиной серьезных проблем со здоровьем в будущем. Например, если мальчик писается в кровать до пяти лет, избавиться от этой привычки будет очень сложно в более взрослом возрасте, а значит, не удастся избежать насмешек сверстников, которые в итоге могут привести от энуреза уже к депрессии.

Диагностика невроза у детей подразумевает тщательный сбор семейного анамнеза, выяснение условий жизни и развития ребенка, ситуации в родительской семье. Также будут учитываться перенесенные серьезные заболевания и возможные психологические потрясения. Всю эту информацию врач получит от родителей. А с самим ребенком будет работать при помощи игровых методов, арт-терапии, сказкотерапии и так далее, поскольку такой подход позволяет легко «разговорить» маленького пациента, который в игре сможет выразить свои переживания и потребности.

Итак, диагноз установлен, и перед родителями встает новый вопрос: «как лечить невроз у ребенка?». Можно сразу сказать, что для полного возвращения юного больного к нормальной жизни потребуется довольно значительное время и согласованная работа врача и родителей.

Стоит помнить, что внимательные родители не только узнают у врача, как лечить детский невроз, но и сами должны принять активное участие в процессе психотерапии. Поскольку невротические расстройства – заболевание «семейное», зачастую помощь психотерапевта или даже прием медикаментов может потребоваться и кому-то из родителей. Причины детских неврозов почти всегда идут из семьи, и если старшее поколение меняет привычные схемы поведения, то и ребенок автоматически перенимает новые «правила жизни», становясь более уверенным в себе.

Как уже было сказано, основным методом лечения является регулярная и долговременная психотерапия под руководством грамотного врача

Но в то же время важно обеспечить маленькому пациенту комфортную обстановку дома, ограничить время, проводимое за компьютером (который сильно «раскачивает» нервную систему даже у взрослых). Творческие занятия, четкий режим дня, отдых на свежем воздухе, общение с друзьями и членами семьи, дозирование учебной нагрузки играют важную роль в лечении невроза у детей

Симптомы при таком подходе быстро пойдут на спад даже без применения специальных препаратов.

Почему при неврозах у детей нужно в первую очередь работать с родителями – рассказывает психолог Вероника Степанова.

Эти же советы будут актуальны и для профилактики неврозов у детей – даже если врач скажет, что ваш ребенок полностью здоров, старайтесь по-прежнему выполнять все рекомендации, чтобы расстройство не вернулось с новой силой.

Симптоматические проявления детских неврозов

На что же родителям стоит обратить внимание? Что может сигнализировать о развитии невроза у ребенка? Проявления могут носить различный характер в зависимости от типа невротического нарушения. Проявить беспокойство о состоянии ребенка стоит при наличии хотя бы одного из перечисленных явлений:

  • выраженные приступы страха;
  • ступор и заикание;
  • изменение мимики и повышенная слезливость по сравнению с обычным состоянием;
  • снижение аппетита;
  • раздраженность;
  • снижение коммуникабельности, стремление к одиночеству;
  • разного рода нарушения сна;
  • повышенная утомляемость;
  • повышенная чувствительность и внушаемость;
  • истерические припадки;
  • головная боль;
  • мнительность и нерешительность;
  • энурез и энкопрез.

Лечение неврастении

Лечение неврастении должно проводиться комплексно. Его суть можно сформулировать как устранение травмирующих факторов вкупе со снижением психической и физической нагрузки. Как правило, постановка диагноза исходит от невролога. Далее ребенок получает направление к психотерапевту. Этот специалист проводит целенаправленную работу, чтобы выяснить причины состояния маленького пациента и помочь ему справиться с ними. Также психотерапевт или невролог назначает курс подобранных для ребенка успокаивающих препаратов. К таким средствам относится Тенотен Детский — он снижает повышенную возбудимость, вызванную стрессом, и помогает нервной системе справиться с эмоциональными и умственными нагрузками. Успех во многом зависит и от работы, которую проделают ближайшие члены семьи. Их задача — окружить ребенка лаской и заботой, снизив уровень притязаний к нему и поощряя все его старания. В период восстановления малыша лучше оградить от интенсивного режима учебы и обеспечить достаточно времени для отдыха. Очень приветствуются спокойные прогулки на свежем воздухе и творческие занятия (рисование, лепка, музыка — что угодно по выбору самого ребенка).

Самое идеальное решение — сменить обстановку и уехать всей семьей в небольшой отпуск за город или на курорт, если нет врачебных противопоказаний и дорога не будет расцениваться ребенком как стресс. При условии благоприятного климата в семье и достаточного внимания к эмоциональному состоянию малыша, он быстро пойдет на поправку.

И если родители не будут допускать повторения прежних ошибок или критических ситуаций, печальный период в жизни ребенка не отразится на его дальнейшем развитии.

Причины

Поиск причин невроза у ребенка — всегда очень сложная задача. Но если посмотреть на проблему с медицинской точки зрения, то область поиска значительно сужается. Невроз, а следственно, и невротические тики, всегда связаны с развитие конфликта — внутреннего и внешнего. Неокрепшая детская психика с большим трудом может противостоять многим обстоятельствам, которые не кажутся взрослым из ряда вон выходящими. Но для детей такие обстоятельства бывают весьма тяжелыми, вызывающими психологические травмы, стресс, перенапряжение интеллектуальной, умственной и эмоциональной сферы.

Ученые и врачи до сих пор спорят, как именно реализуется механизм развития нарушения нервной деятельности. Трудность изучения этого вопроса связана в первую очередь с тем, что механизмы довольно индивидуальны, неповторимы для каждого малыша, ведь ребенок — это отдельная личность со своими страхами, привязанностями и способностью сопротивляться стрессам.

Наиболее частыми причинами возникновения неврозов и неврозоподобных состояний считаются:

  • неблагоприятная обстановка в семье (скандалы, ссоры, развод родителей);
  • тотальные ошибки в воспитании ребенка (гиперопека, дефицит внимания, вседозволенность или излишняя строгость и требовательность родителей по отношению к малышу);
  • особенности темперамента ребенка (холерики и меланхолики больше склонны к развитию неврозов, чем сангвиники и флегматики);
  • страхи, фобии малыша, с которыми он в силу возраста не способен справиться;
  • переутомление и перенапряжение (если малыш недосыпает, посещает одновременно несколько секций и две школы, то его психика работает «на износ»);

  • психологические травмы, стресс (речь идет о конкретных травмирующих ситуациях — смерть близкого человека, вынужденное расставание с одним из родителей или с обоими, физическое или моральное насилие, конфликт, сильный испуг);
  • сомнения и опасения за безопасность в будущем (после переезда на новое место жительства, после перевода ребенка в новый садик или в новую школу);
  • возрастные «кризисы» (в периоды активной перенастройки нервной системы и психики — в 1 год, в 3-4 года, в 6-7 лет, в период полового созревания — риски развития неврозов повышаются в десятки раз).

Нервные тики развиваются примерно у 60% невротиков дошкольного возраста и у 30% школьников. У подростков тики на фоне невроза появляются лишь в 10% случаев.

Причины развития непроизвольных сокращений мышц по ошибочной команде головного мозга тоже могут быть различными:

  • перенесенное заболевание (после тяжелого бронхита рефлекторное покашливание может сформироваться в тик, а после конъюнктивита в качестве тика может сохраниться привычка часто и дробно моргать);
  • психическое потрясение, сильный испуг, ситуация, которая нанесла огромную психологическую травму (речь не о длительном воздействии стресс-факторов, а о конкретной разовой ситуации, при которой нервная система и психика ребенка не успели «компенсировать» ущерб, поскольку воздействие стресса оказалось многократно сильнее);
  • желание подражать (если ребенок наблюдает тики у кого-то из родственников или других детей в коллективе детского сада или школы, он может начать просто их копировать и постепенно эти движения перейдут в разряд рефлекторных);
  • усугубление проявлений невроза (если негативный фактор, вызвавший невроз не только не исчезает, но и усиливает свое воздействие).

Истинные причины могут остаться и неизвестными, поскольку область человеческой психики еще недостаточно изучена, и не все нарушения в поведении ребенка врачи могут объяснить с точки зрения науки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector