Чем отличается алалия от зрр
Содержание:
Профилактика болезни
Для сохранения ребёнка здоровым, важно заниматься профилактикой ещё до того, как он родился
Беременная женщина обязана соблюдать предосторожности, настояния врачей, чтобы не получать травм и не обрекать будущего малыша на страдания
Список обязательных рекомендаций:
- Стабильное посещение гинеколога в течение беременности.
- Внимательно относиться к своему здоровью и состоянию своего ребёнка.
- Принимать лекарственные средства, витамины, что выписывают врачи.
- В случае, если роды проходят не в срок, требуется соблюдать все настояния, не откладывать стимуляцию.
- Обеспечить будущему ребёнку благоприятные условия воспитания и проживания.
Соблюдайте данные простые правила, и тогда здоровье малыша будет в ваших руках. Риск его заболеваемости, умственных отклонений, значительно снизится. И вам меньше волнений.
Классификация алалии
В каждом направлении клинической медицины существует своя узкая классификация алалии, которая базируется на причинах возникновения, имеющихся патологиях психомоторного развития и степени недоразвития речи.
Современная логопедия предлагает взять за основу классификацию алалиипо В.А. Ковшикову:
- Моторная (экспрессивная).
- Сенсорная (импрессивная).
- Смешанная (сенсомоторная).
Экспрессивная алалия
В большинстве случаев моторная (эксперсивная) алалия вызвана внутриутробными органическими повреждениями коркового отделарече-двигательного анализатора. При этом у новорожденного отсутствует собственная речь, но он прекрасно воспринимает речь окружающих. Следует различать эфферентную и афферентную экспрессивную алалию.
Эфферентную моторную алалию диагностируют при аномалиях премоторной коры (задней части нижней лобной извилины, центра Брока). Патология проявляется в кинестетической артикуляторной апраксии (искажении звучания согласных и гласных)
При физиологическом развитии премоторная кора у ребенка отвечает за координацию и последовательность движений, что очень важно для формирования речи. Детям с эфферентной алалией сложно повторять серии движений, они с трудом воспроизводят правильную артикуляцию
Именно с этой проблемой и связан феномен персервации: невозможности воспроизвести слоги в требуемом порядке.
Афферентная моторная алалия развивается в результате поражений постцентральной зоны (теменных отделов левого полушария). У здоровых детей постцентральная зона отвечает за анализощущений в момент разговора, тут же происходит синтез двигательной программы: открыть рот, опустить челюсть, вдохнуть воздух, поднять язык. При афферентной алалии ребенок не способен самостоятельно выполнить цепочку движений для произношения звуков, поэтому происходит смазывание, переставление местами или глотание звуков. Проще говоря, малыш не имеет представления о последовательности действий артикуляционного аппарата при разговоре, и ему сложно воспроизводить движения даже повторяя за родителями. При моторной алалии с сопутствующими патологиями развития ребенку присваивают инвалидность.
Импрессивная алалия
Основная причина сенсорной алалии — поражения речеслухового анализатора в корковом отделе (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). Пациенты с таким заболеванием обладают хорошим слухом и способностями к развитию. Основная проблема коррекции патологии заключается в плохой памяти на произношение и разрыве понимания между звучанием и значением слов. Следствием такого диссонанса являются отсутствие контакта с окружающими, искажение зрительного восприятия и задержка общего развития психики ребенка.
Лучшие врачи по лечению алалии
9.1
Логопед
Дефектолог
Врач высшей категории
Денисова Нелли Евгеньевна
Стаж 37
лет
Центр речи Каркуша на Бабушкинской
г. Москва, ул. Лётчика Бабушкина, д. 32, корп. 3
Бабушкинская
1 км
8 (495) 185-01-01
9.1
Логопед
Нейропсихолог
Ильичева Алина Николаевна
Стаж 13
лет
Ильичева Алина Николаевна
г. Москва, 1-й Колобовский пер., д. 25, стр. 1
Трубная
290 м
Цветной бульвар
450 м
Чеховская
900 м
8 (495) 185-01-01
8.7
Логопед
Врач высшей категории
Филаткина Мария Михайловна
Стаж 25
лет
ABC медицина на 1905 года
г. Москва, ул. 1905 года, д. 17
Улица 1905 года
290 м
Краснопресненская
1.4 км
ABC медицина в Ромашково
г. Москва, ул. Никольская, д. 10, ЖК Западное Кунцево
Молодежная
8 км
8 (499) 519-36-05
8 (495) 185-01-01
9.6
Логопед
Дефектолог
Врач высшей категории
Тисовская Юлия Александровна
Кандидат психологических наук
Остеополиклиника на Татарской
г. Москва, ул. Большая Татарская, д. 7, корп. 4
Новокузнецкая
580 м
Третьяковская
780 м
Третьяковская
820 м
8 (495) 185-01-01
8.6
Логопед
Буканова Наталия Юрьевна
Стаж 23
года
Юсуповская больница на Нагорной
г. Москва, ул. Нагорная, д. 17, корп. 6
Нагорная
1 км
8 (499) 116-77-09
8
Психолог
Логопед
Дефектолог
Прохорова Надежда Олеговна
Стаж 11
лет
Клиника доктора Бассэ
г. Москва, Нагатинская набережная, д. 14, к. 1
Коломенская
2.1 км
8 (495) 185-01-01
8.6
Логопед
Сафонова Наталья Викторовна
Стаж 15
лет
Центр нейрореабилитации Апрель
г. Москва, ул. Нижегородская,, д. 32, стр. 4
Римская
1.4 км
8 (495) 185-01-01
Основные типы и симптомы заболевания
Симптомы алалии у ребенка могут быть разными. Все зависит от типа патологии и степени ее прогрессирования. Если вы заметите у своего малыша несколько тревожных признаков, обязательно проконсультируйтесь с врачом.Медики выделяют несколько типов алалии у детей, каждый из которых имеет свои особенности, степень развития и механизм действия. По системе В. А. Ковшикова заболевание бывает:
- Сенсорным;
- Моторным;
- Смешанным.
Рассмотрим более подробно симптомы и особенности каждого типа патологии. Эта информация обязательно пригодится молодым родителям.
Сенсорная алалия
https://www.youtube.com/watch?v=videoseries
Если ваш малыш уже достиг возраста 3 лет, но его речь недостаточно развита, нужно незамедлительно обратиться к врачу. Сенсорная алалия – это опасное заболевание, которое поражает часть коры головного мозга, отвечающую за правильный анализ речи. При такой патологии ребенок не может правильно сопоставить визуальный образ и его звуковое обозначение. Проще говоря, малыш вас прекрасно слышит, но не может понять. Этот вид заболевания дополнительно сопровождается следующими симптомами:
- У ребенка наблюдается расторможенность речи. Он постоянно болтает, но окружающие не понимают, о чем он рассказывает;
- Развивается интеллектуальная недоразвитость;
- Плохое восприятие речи на слух;
- Подмена некоторых букв в простых ловах;
- Произношение двух-трех слов, как одно;
- Чрезмерная активность и импульсивность, в сочетании с замкнутостью и подавленностью;
- Ребенок не может мысленно связать образ предмета и его название.
Моторная алалия
Вторым типом патологии речевого аппарата у детей является моторная алалия. При такой патологии нарушается развитие центра Брока и проводящих путей этой области. Это приводит к тому, что речь у ребенка развивается очень медленно, малышу трудно в полной мере овладеть навыками речи. В отличие от сенсорной, при моторной алалии кроха хорошо понимает, что ему говорят взрослые.
Главные признаки и симптомы этого типа патологии являются:
- Очень позднее формирование речи у ребенка. Первые слова малыш может произнести только после достижения возраста 4 лет;
- Неправильное грамматическое построение предложения. В разговоре ребенок использует слова в неправильном падеже, роде, числе. Ребенок путает слова, сходные по звучанию;
- Словарный запас очень скудный;
- Наблюдается плохая координация движений;
- Ребенок очень невнимательный, гиперактивный или, наоборот, малоподвижный;
- Малыш часто отказывается разговаривать, становится агрессивным и замкнутым.
Смешанная алалия
Недуг может проявляться постепенно. Если в 1,5 -2 года отсутствие связной речи у ребенка не вызывает у родителей сильных опасений, то такой же дефект в 3-4 года должен вас насторожить. Патология оказывает непосредственное воздействие на кору головного мозга. Чтобы лечение оказалось максимально эффективным, постарайтесь выявить недуг на самой ранней стадии развития.
Классификации алалии:
- моторная алалия;
- сенсорная алалия;
- смешанная алалия.
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.
Пример: Максим О. 4 года, диагноз «моторная алалия». Ребенок демонстрирует достаточно высокий уровень понимания обращенной речи. Активный словарь резко ограничен. Ребенок унифицирует слова по семантическому признаку: сапоги – ботинки, кеды – ботинки и т.п. Глагольная лексика подкрепляется жестами: глаголы «плавать», «копать», «кушать» заменяются либо жестами, либо жестом и словосочетанием «вот так». Отмечены трудности в употреблении грамматических форм множественного числа, предложно-падежных конструкций. Выявлены грубые нарушения слоговой структуры слова: перестановки звуков и слогов «сепок – песок», пропуски звуков и слогов «кова – корова» «тюги – утюги». В собственной речи ребенок использует простое предложение из 2-3 слов, зачастую грамматически не связанных.
Формы моторной алалии:
- афферентная моторная алалия;
- эфферентная моторная алалия.
Афферентная моторная алалия проявляется в затруднении при воспроизведении отдельных артикуляционных движений, соответствующих определенным речевым звукам.
Пример: Игорь К. 3 года, диагноз «моторная алалия афферентного типа». Врачом неврологом диагностирована моторная алалия у ребенка. Ребенок понимает речь на бытовом уровне, ориентируется на жестовые подсказки. В собственной речи использует редкие единичные вокализации. По просьбе может воспроизвести речевой звук не более 2 – 3 раз. При повторной просьбе воспроизвести тот же самый звук через определенный промежуток времени ребенок затрудняется с ответом: молчит/беззучно открывает рот/воспроизводит другой звук.
Эфферентная моторная алалия проявляется в нарушении линейной последовательности структуры слов и предложений.
Пример: Иван С. 4 года, диагноз «моторная алалия эфферентного типа»
Речевые нарушения у ребенка с эфферентной моторной алалией проявляются в грубом искажении слоговой структуры слова, «застревания» и перестановки звуков и слогов: вместо «пока» Иван говорит «папа», вместо «миша» — «мими», слово «киса» заменяет словом «сика».
Важно помнить! Благоприятный прогноз при алалии возможен при своевременной диагностике и раннем начале коррекционной работы.
Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора. У детей с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь.
Пример: Саша 6 лет, диагноз «сенсорная алалия». Девочка испытывает трудности локализации неречевого звука в пространстве (колокольчик, погремушка). Саша с трудом понимает короткие одноступенчатые инструкции, часто ориентируется на одно более значимое слово в инструкции: «Покажи дом» – берет игрушечный дом и пытается открывать и закрывать в нем двери, «Дай машину – катает машину по столу». В собственной речи наблюдается большое количество лепетных слов, среди которых иногда проскальзывают отдельныые слова или их обрывки. Слова заменяются слогами: «красный – ка», «желтый – жо», «виноград – ве», «апельсин – пе».
Смешанная алалия – такая форма алалии, при которой нарушается как понимание, так и воспроизведение речи. Такие варианты алалии носят названия «моторная алалия с сенсорным компонентом», «сенсомоторная алалия». Таким образом, отсутствие четких кинестетических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и акустике звуков речи. Это приводит к трудности наполнения словаря, неверному употреблению предлогов и морфологических элементов.
Важно помнить! Тщательное наблюдение за состоянием речи ребенка, углубленное медицинское обследование помогает определить оптимальные формы и направления коррекционно-воспитательного воздействия.
Коррекция сенсомоторной алалии у детей
Коррекция заболевания должна производится в индивидуальном порядке и включать в себя целый комплекс мероприятий:
- Медикаментозную терапию;
- Помощь психиатра и логопеда;
- Физиотерапию.
Однако самое главное в лечении сенсорно моторной алалии – это создание комфортной обстановки для ребенка в семье и в обществе в целом. Родителям необходимо будет обучиться навыкам логопедического массажа, выполнять с малышом комплекс упражнений для развития мелкой моторики, а также стараться поддерживать ребенка на каждом этапе лечения.
Самый подходящий возраст – 4 года, т.к. в этот период малыш проявляет наибольший интерес к окружающей его обстановке, он более усидчив и поддается обучению.
Лекарственная терапия должна быть грамотно подобрана и включать в себя:
- Прием витаминов группы B (B12, B15)
- Ноотропные препараты для улучшения деятельности мозга
- Нейропептиды
- Антиоксиданты и антигипоксанты
- Седативные и тонизирующие средства при гиперактивности
Занятия с логопедом направлены на правильное произношение звуков, тренировку речи, пополнение словарного запаса. Дома родителям также следует запастись обучающей литературой, специальными карточками, ведь в домашних условиях вся информация воспринимается лучше, ребенка легче вывести на контакт и помочь ему справиться с возникшими трудностями. Малыша нужно обязательно хвалить за его старания.
Развитию мелкой моторики способствуют:
- Рисование;
- Лепка из пластилина и соленого теста;
- Игры с песком;
- Вырезание фигурок и аппликация;
- Занятия по методике Марии Монтессори, которая успешно применяется на протяжении многих лет.
Физиотерапия может проводится как в специальном реабилитационном центре, так и при поликлинике, где наблюдается ребенок и включать в себя различные методы воздействия на организм:
- Электрофорез;
- Лазерную терапию;
- Магнитотерапию;
- Иглоукалывание;
- Микротоковую рефлексотерапию;
- ДМВ – воздействие децимеровыми волнами.
Детям, больным сенсо-моторной формой алалии могут назначить и водолечение, которое благоприятно воздействует на нервную систему, способствует расслаблению мышц и укрепляет иммунитет.
При тяжелой форме заболевания родители ребенка могут оформить инвалидность, пройдя необходимых специалистов и получив соответствующее заключение. Детям до 5 лет понадобится заключение невролога и психиатра.
Профилактика сенсомоторной алалии состоит в ведении здорового образа жизни беременной женщиной, а также своевременном обращении за помощью к специалистам при ЗРР (задержке речевого развития).
Дети с алалией имеют все шансы на выздоровление и дальнейшую адаптацию в современном обществе, получение образования и дальнейшее трудоустройство. Однако благоприятность прогноза зависит от степени тяжести заболевания.
Как отмечалось выше, главное вовремя выявить проблемы, присущие данной патологии, провести своевременную диагностику и назначить грамотное комплексное лечение.
Оцени-ка страничку!
Виды алалии
При нормально сформированной речи характерно достижение головным мозгом или отдельными его участками определенного уровня зрелости. В соответствии с поражением тех или иных речевых центров головного мозга (височная, лобная части) говорят о сенсорной и моторной алалиях.
Центры ответственны за импрессивную форму речи (умение слышать высказывание, понимать его смысл, содержание) и экспрессивную (навыки говорения). Формы речевых нарушений различаются клиникой, проявлением, симптоматикой.
При алалии у ребенка речь самостоятельно не развивается без помощи логопеда. Ребенок может либо вообще молчать либо «разговаривать» на своем собственном вымышленном языке.
В медицинской практике встречаются две формы алалии у детей:
- Моторная алалия сопровождается органическим поражением коркового отдела речедвигательного анализатора. При таком диагнозе у ребенка возникают проблемы с развитием собственной речи, но понимать разговор чужих людей ребенок в состоянии. Поражение мозгового центра Брока приводит к тому, что моторная алалия может проходить несколько уровней: первый уровень характеризуется полным отсутствием понимания обращенной речи;
- на втором уровне у ребенка наблюдаются некоторые особенности речи;
- для третьего уровня свойственна речь с большим количеством грамматических ошибок.
При сенсорной алалии у ребенка происходит недоразвитие импрессивной речи, то есть происходит разрыв между звуковой оболочкой слова и его смыслом. При таком виде патологии возникает нарушение понимания обращенной к ребенку речи, однако, при этом наблюдается сохранный слух и способности к развитию активной речи. Основной причиной развития сенсорной алалии является поражение коркового конца центра Вернике и его проводящих путей.
Заметить появление симптоматики сенсорной алалии можно уже с двух лет, когда отделы головного мозга ребенка становятся более-менее развитыми и ребенок пытается сказать первые слова. Можно выделить некоторые наиболее яркие симптомы сенсорной алалии:
- появление проблем с движением;
- несформированность навыков самообслуживания;
- сильная раздражительность;
- заметное отставание в умственном развитии от сверстников;
- общение с взрослым в основном проходит на уровне жестов;
- возникают проблемы в проведении речевых операций.
Выделяют следующие виды алалии:
- Моторная алалия (экспрессивная)
- Сенсорная алалия (импрессивная)
- Смешанный тип (сенсомоторная алалия или моторносенсорная)
Такая классификация алалии введена В.А.Ковшиковым, известным российским логопедом, который занимался глубоким изучением речевых нарушений у детей.
Характерная черта алалии – недоразвитая речь, когда ребенок произносит только звуки или слоги, первые или последние в слове.
Моторная
Моторная алалия возникает при нарушении связи мозговых речевых центров (Брока и Верника) с органами речевого аппарата. Многие дети, имеющие данный диагноз не овладевают языком вплоть до поступления в школу.
Причины:
- Внутриутробное органическое поражение головного мозга
- Множественные повреждения обоих полушарий головного мозга.
Признаки нарушения:
- Аграмматизм (неправильное построение предложений, неверное использование форм и падежей слов)
- Расстройства поиска слов
- Нарушение слоговой структуры слов
Если у ребенка моторная алалия он может научиться разговаривать, но так и не научиться писать.
Важные критерии диагностики алалии у детей:
- Замедленный темп усвоения языка
- Патологическое развитие языка
- Сохранность слуха
- Понимание обращенной речи
Сенсорная
Характерным признаком сенсорной алалии является эхолалия, когда ребенок бессмысленно повторяет обращенную к нему речь взрослого. Сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующиеся нарушением понимания речи. Оно связано повреждением левой верхней височной извилины головного мозга, так называемого центра Верника.
При сенсорной алалии у ребенка нарушается фонематический слух и, как следствие, восприятие речи. Ребенок не понимает обращенную к нему речь и поэтому не говорит.
Признаки нарушения:
- Навязчивое и бессмысленное произнесение звуков и их сочетаний (персеверация).
- Неосознанное повторение чужих слов (эхолалия).
- Объединение нескольких слов в единое слово (контаминация).
Клиническая картина
Наблюдаются алалия различной степени: от легких нарушений речи до тяжелых, когда ребенок не говорит до 10—12 лет или, несмотря на длительное обучение, его речь ограничена скудным словарным запасом, сохраняясь на уровне элементарной аграмматичной речи. Различают моторную алалию, развивающуюся при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока), и сенсорную алалию, возникающую при поражении височной области левого полушария (центр Вернике). Это деление условно, так как при моторной алалии нередко наблюдаются и сенсорные, семантические нарушения. Может быть тотальная алалия, при которой нарушаются моторные и сенсорные компоненты речи. У детей могут быть и семантические расстройства речи, когда при сохранности понимания обиходной речи нарушено понимание значения более сложных слов. Иногда у детей с алалией наблюдаются невротические реакции на имеющийся дефект речи
Отмечается быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность, вторичная задержка психического развития.
Моторная алалия характеризуется нарушением экспрессивной речи при достаточной сохранности ее понимания.
В норме у ребенка вначале развивается лепетная речь при отчетливо выраженной мимике и жестикуляции
Отсутствие лепета в возрасте старше года должно привлечь серьезное внимание родителей и персонала детских учреждений. При отсутствии речи до 2,5—3 лет можно предполагать, что у ребенка алалия
Дети с моторной алалией отличаются речевой инактивностью; даже обладая определенными речевыми возможностями, они отказываются говорить, проявляя своеобразный речевой негативизм. Овладев артикуляцией речи, ребенок с алалией испытывает трудности в произнесении звукосочетаний, у него наблюдаются перемещения фонем, персеверации (повторение одного какого-либо звука или слова), упрощения. Так, вместо «ау» он произносит «уа» или «уу», вместо «ауо» — «ао». У ребенка с алалией наблюдаются слоговые парафразии: «ломоток» вместо «молоток» и тому подобное.
С началом фразовой речи выявляются аграмматизмы, которые с накоплением словарного запаса увеличиваются в противоположность их уменьшению у нормально развивающегося ребенка. Аграмматизмы у детей с алалией стойки и выражаются не только в неправильных падежных окончаниях, окончаниях по родам и числам, не только в употреблении глаголов в неопределенной форме и имен существительных в именительном падеже, но и в отсутствии предлогов, союзов, наречий. Нарушения моторной функции речи у ребенка отражаются и на ее понимании.
В процессе обучения ребенка с алалией в его речи постепенно появляются предлоги, союзы, становится доступной формулировка отдельных коротких мыслей; однако сохраняется недостаточная речевая активность, ребенок с алалией (в сравнении со здоровым ребенком такого же возраста) затрудняется в словесной формулировке виденного и в пересказе прочитанного. Письмо ребенка отражает весь путь его речевого развития: оно аграмматично, изобилует буквенными, слоговыми и словесными парафазиями.
Иногда у детей с моторной алалией в разные сроки развития речи, особенно при переходе к фразовой речи, отсутствует плавность речи, появляется заикание. Большей частью это наблюдается при патологических процессах в левой премоторной области. Таких детей необходимо обучать плавности речи, мелодичности, разнообразию интонаций.
Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания ребенком речи при сохранности элементарных слуховых восприятий. У детей с сенсорной алалией наблюдается крайняя лабильность слухового внимания и нарушения фонематического слуха. Случаи изолированной сенсорной алалии редки. В противоположность детям с моторной алалией, больные сенсорной алалией проявляют значительную речевую активность даже в период лепетной речи. Нередко у них развивается возможность повторения чужой речи еще без понимания повторяемых слов, что является прогностически благоприятным признаком.
Общие сведения
Функция речи для человека очень важна, поскольку это способ общения и взаимодействия с окружающими. У ребенка эта функция развивается раньше других и речевое развитие имеет несколько стадий. С рождения до 3-х лет у ребенка закладываются основы речевой функции. Если развитие речи у детей задерживается, то отстает в развитии не только эмоциональная сфера, но и психическое развитие. Нарушения развития речи очень разнообразны и требуют ранней специальной коррекции. Вовремя начатая коррекция дает возможность ребенку нормально развиваться и пойти в общеобразовательную школу вместе со сверстниками.
Одной из форм нарушения развития речи является алалия. Болезнь «алалия» означает тяжелое нарушение речевой функции или полное отсутствие речи из-за недостаточного развития мозговых структур (речевых центров коры), которые задействованы в речевой функции. При этом слух и интеллект у ребенка сохранены. Несовершенство речевых центров полушарий мозга может быть врожденным или приобретенным. Алалия по международным классификациям называется «дисфазия». Среди дошкольников эта патология встречается у 1%, а среди школьников у 0,5%. У мальчиков отмечается в 2 раза чаще.
При этой патологии недоразвитие речи имеет системный характер — нарушаются все ее компоненты. В результате этого речь может полностью отсутствовать, ребенок может не понимать обращенную речь, общаться с применением лепетных слов, у него может быть бедный словарный запас, трудности при порождении предложений, нарушение звукопроизношения и прочее. Реабилитация детей занимает много времени и проводится специалистами разного профиля (логопеды, дефектологи, неврологи, нейропсихологи) в сотрудничестве с родителями. Только такой подход дает возможность исправить дефект речи и улучшить адаптацию ребенка к среде.
ПРИЧИНЫ АЛАЛИИ
Алалия – это частичное или полное отсутствие речи, нарушение фонетического, фонемного, грамматического и лексического компонентов речи при отсутствии нарушений слуха. Проявляется в аграмматизмах, очень скудном словарном запасе, неправильном произношении слов и звуков, перестановке слогов местами.
На самом деле алалия у детей – заболевание довольно редкое, около 1% дошкольников и менее процента детей школьного возраста страдают от алалии, причем мальчики – в два раза чаще. В логопедии диагноз «алалия» известен как ОНР, что означает «общее недоразвитие речи».
Возникает алалия из-за органического поражения таких зон коры головного мозга, которые называются речевыми центрами. Эти места называются центр Брока и центр Вернике. Благодаря второму центру человек может распознавать и понимать речь, как устную, так и письменную, а благодаря первому – воспроизводить речь, то есть говорить. Поэтому следует рассматривать причины непосредственно этого самого органического поражения речевых центров.
Условно причины можно разбить на несколько групп, соответствующих периодам возникновения поражения:
- беременность;
- роды;
- ранний период развития.
К первой категории причин относятся следующие:
- внутриутробные инфекции;
- маточно-плацентарная недостаточность;
- гипоксия плода;
- постоянные угрозы выкидыша;
- токсикоз;
- наличие у мамы какого-либо из следующих заболеваний: сердечная недостаточность, легочная недостаточность, артериальная гипотония, гипертензия;
- употребление матерью табака, алкоголя и наркотических веществ;
- падение с последующими травмами у плода.
Причины второй категории, как правило, вытекают из первой. К ним относятся:
- скоротечные роды;
- затяжные роды;
- преждевременные роды;
- раннее отхождение вод;
- травма от применения инструментов;
- асфиксия плода;
- недоношенность;
- внутричерепная родовая травма;
- переохлаждение или голодание сразу после рождения.
В третьей группе причин выделяют следующие:
- гипотрофия или любое другое заболевание, следствием которого является истощение ЦНС;
- черепно-мозговые травмы;
- энцефалит;
- менингит;
- частые и долгие заболевания, такие как: рахит, ОРВИ, пневмония, нарушение работы желез (эндокринопатия);
- операции под наркозом;
- неблагополучная обстановка в семье;
- отсутствие частых контактов с матерью, недостаток материнского внимания;
- недостаток речевых контактов (с малышом почти никто не разговаривает).
Для возникновения алалии, как правило, одной какой-то причины мало. В основном провоцирует заболевание целый ряд факторов. Есть также исследования, которые показывают, что у некоторых людей существует генетическая предрасположенность к алалии.
Источник фото: pixabay.com
Алалия у детей – симптомы, прогнозы
Признаки алалии у детей индивидуальны. В каждом случае, педиатр выделяет ряд типичных симптомов и проводит диагностические процедуры. На начальном этапе обследования специалист обязательно проверяет реакции ребенка. Он анализирует реакцию малыша на обращение к нему, реакцию на жестикуляцию и попытки завести диалог. Если в какой-то момент у ребенка происходит задержка ответа, то врач ставит диагноз алалия, у детей при этом назначается индивидуальное лечение.
Симптоматика зависит от вида заболевания и степени отклонений, но существуют общие симптомы:
- проблемы с мелкой моторикой;
- нарушения вестибулярного аппарата;
- сложности с координацией движений;
- заикание.
Моторная алалия у детей – признаки
Моторная алалия у детей (экспрессивная) – это неспособность складывать буквы в слова из-за двигательных нарушений. Ребенок просто не может овладевать языковыми операциями из-за недоразвитости речевых органов. Такие дети умеют шевелить языком и облизывать мороженное, но выполнить просьбу родителей и поднять язык наверх к небу, малыш не может. Дети с моторной алалией речь взрослых понимают, но из-за проблем с речевым аппаратом не могут выражать свои мысли словами. На фоне заболевания развивается отставание в интеллектуальном развитии.
Моторная алалия делится на 2 типа:
- Эфферентная. Здесь болезнь проявляется из-за заторможенности развития центра Брока (задней нижней части в лобной доле).
- Афферентная. В этом случае имеет место дисфункция нижнего теменного сегмента, располагающегося в левом полушарии.
Чем отличается речь ребенка с моторной алалией и каковы симптомы заболевания:
- ребенок поздно начинает произносить первые слова (примерно в возрасте 4 лет);
- словарный запас очень мал;
- заметна плохая координация движений;
- у малыша не получается построить предложение правильно и склонять слова по падежам;
- наблюдаются отклонения в поведении (гиперактивность, малоподвижность или невнимательность);
- ребенок становится замкнутым и агрессивно реагирует на проявление внимания.
Сенсорная алалия у детей – признаки
Сенсорная алалия у детей – это заболевание, лечить которое необходимо при первых признаках. Сенсорный тип расстройства характеризуется поражением коры головного мозга в той части, которая отвечает за анализ речи. Ребенок не может ассоциировать звуковое обозначение с образом, представленным визуально перед ним. Говоря проще, малыш просто не понимает речь, хотя прекрасно ее слышит.
Чем отличается речь ребенка с сенсорной алалией, и как выглядят ее симптомы:
- ребенок постоянно говорит, но из-за несвязной речи никто не может его понять;
- малыш плохо воспринимает речь;
- постепенно прогрессирует интеллектуальная недоразвитость;
- ребенок меняет местами буквы в самых простых словах;
- соединяет несколько слов в одно;
- проявляются противоречивые стороны характера – импульсивность граничит с подавленностью, а замкнутость с активностью;
- у малыша не получается мысленно подбирать названия предметам окружающим его.
Сенсомоторная алалия у детей – признаки
Сенсомоторная алалия у детей – это смешанный тип заболевания, считающийся самым серьезным и опасным. При такой форме патологии малыш не только не понимает, что говорят ему родители или сверстники, но также не может разговаривать сам. Алалия у детей в этом виде характеризуется поражением сенсомоторной области коры головного мозга. Патология поддается лечению, но здесь необходим комплексный подход, и чем раньше родители заметят отклонения от нормы, тем более эффективным окажется лечение.
Признаки сенсомоторной алалии у детей:
- ребенок до 3-х лет не говорит ни слова;
- наблюдаются нарушения в области социальной адаптации;
- малыш боится громких звуков;
- имеются трудности в формировании речи, в том числе подмена букв в простых словах;
- скудный словарный запас;
- сложное понимание обращенной к ребенку речи.
Степени тяжести алалии
Степени недоразвития речи подразделяются на 2 вида:
- Легкая. При такой степени тяжести необходимо пригласить логопеда и выполнять все домашние задания. Отклонения быстро корректируются, и ребенок научится ухаживать за собой и говорить.
- Тяжелая. Эта степень характеризуется грубыми поражениями центров речи в мозге. Лечение включает в себя медикаментозную терапию, но даже при комплексном подходе улучшения наступают крайне редко.