Кризис первого года жизни
Содержание:
- Преодоление возрастных кризисов сна
- Что происходит
- Причины
- Маленький бунтарь
- Как проявляется кризис 1,5 лет у ребёнка?
- Каких методов общения следует избегать
- Длительность кризиса у годовалого ребенка
- Необходимые ограничения
- Развиваем речь
- Как вести себя родителям?
- Чем можно помочь крохе
- Кризис полугода (23-28-я недели)
- «Но, пожалуйста, не надо чувство юмора терять!»
- Подростки – переход во взрослую жизнь
Преодоление возрастных кризисов сна
Очень важно в момент регресса сна, чтобы родители запаслись терпением. Этот период действительно считается настоящим испытанием для всей семьи
Следует помнить, что такие периоды не бывают бесконечными, их средняя продолжительность не более двух недель, что является хорошей новостью. Не очень радостно то, что в такие моменты привычные способы укладывания малыша оказываются бездейственными.
Советы опытных мам
Каждая мама может улучшить качество сна своего ребенка и без серьезных проблем пережить период регресса сна, если будет прислушиваться к советам специалистов и тех людей, которые проходили через все это. Несмотря на то, что каждый ребенок индивидуален, продолжительность сна детей не должна сильно отличаться.
Существуют проверенные меры, которые помогают пройти испытание, связанное с регрессом сна с наименьшими недосыпами и стрессами для всей семьи:
Важно помнить, что все эти неприятные явления временные. Наступит период в жизни малыша, когда все нормализуется
Но для этого следует уделить ему все свое внимание
Не нужно злиться на ребенка, ему также, как и родителям, очень нелегко
Хорошо помогают в борьбе с регрессом созданные благоприятные условия для сна. Необходимо обеспечить малышу тишину, проветрить комнату, выключить все отвлекающие внимание электроприборы. Важно не отступать от привычных вечерних ритуалов.
В дневное время не стоит ограничивать ребенка в подвижности. Он минимальное количество времени должен быть пристегнут в коляске или к шезлонгу, а больше пребывать на траве или полу, заниматься пока еще новыми и непривычными для себя упражнениями.
Не нужно запрещать малышу вставать, садиться во время укладывания. Это может затянуть процесс засыпания.
Не стоит настаивать и акцентировать внимание на привычном режиме дневного сна. Если у малыша нет желания уснуть в определенное для него время можно дать возможность пободрствовать ему еще час, а потом попытаться уложить его снова. При этом не желательно возвращаться к уже искорененным вредным привычкам в виде укачивания или засыпания с соской. Отказ от них в следующий раз будет еще более болезненным для ребенка.
Лучше не создавать новых вредных привычек. Нередко родители в сложный период регресса сна берут ребенка к себе в постель. За несколько дней он привыкает ко сну с ними, потом плохо спит в одиночестве.
Нельзя оставлять малыша засыпать самостоятельно. Если подобное практиковалось раньше, и при этом не возникало проблем, то в случае с регрессом сна ситуация крайне меняется. Желательно оставаться рядом с малышом, пока он не начнет мирно посапывать во сне.
Рекомендации профессионалов
Пережить регресс сна можно с наименьшими неприятностями, если научиться одновременно с малышом спать и бодрствовать. При первых симптомах усталости ребенка необходимо укладывать в постель. Не стоит отказывать ему в ночном кормлении. Он растет, соответственно требует значительно больше энергии.
Совет! Если ребенок стал дольше укладываться спать в связи с регрессом сна, все вечерние ритуалы необходимо совершать немного раньше привычного времени
Важно постараться, чтобы малыш уснул в районе 19-20.30 часов. Именно в это время происходит высокая выработка мелатонина в маленьком организме, который представляет собой гормон сна
Не стоит отказываться от помощи родных. Регресс сна действительно серьезное испытание как для родителей, так и для ребенка. Все может разрешиться без проблем и осложнений. Но, если период затягивается и длится больше месяца, следует обратиться за помощью к врачу, который поможет выяснить возможные другие причины нарушения сна малыша.
Что происходит
Примерно с 9 месяцев и до 1,5 лет все дети переживают кризис, но у каждого он проходит по-разному. Первый год считается одним из самых сложных, ведь за короткий промежуток времени малыш начинает ползать, изучать окружающие предметы и явления, знакомиться с миром и людьми, которых он видит.
Ребенку все становится интересно: он должен все попробовать, потрогать, досконально изучить. Каждая вещь является предметом наблюдения, и ничего удивительного, если ваш малыш будет пробовать игрушки или хвост кота на зуб. Совсем скоро ребенок начнет чувствовать себя самостоятельной личностью и отстаивать собственные желания и потребности. Он будет выплевывать полезную морковку, требуя что-то более вкусное, или устроит истерику с громким плачем, если мама будет одевать его на прогулку в неудобный (хоть и очень теплый) комбинезон.
Причины
В данном возрасте появляется первое ощущение самостоятельности, ребенок действительно уверен, что с большинством задач и ситуаций, а тем более с удовлетворением своих желаний, он может справиться. Родители, понимая невозможность подобного, продолжают ограничивать – держать за руку при ходьбе, запрещать начинания в исследовании мусоропровода, заставлять кушать полезное, а не только лакомства.
Кризис одного года характеризуется существенными изменениями, и важно понимать, что это не капризы от вредности, а сигналы к изменению из собственного отношения во взаимодействии с ребенком
Неуважение к проявлению личностных интересов и потребностей вызывает протест. Причем, если во взрослом возрасте люди могут осознанно понять, что их ограничивают и отстоять свои позиции вербально, то в столь раннем возрасте присутствуют только бессознательные механизмы психики в качестве регулирующих факторов. Точно так же, как в младенчестве ребенок сигнализировал о каких-либо недовольствах плачем и криком, также он продолжает вести себя и в год, иногда добавляя краткие комментарии о своем нежелании. Чем меньше родители прислушиваются к происходящему и придают значение индивидуальной позиции ребенка, тем выше градус эмоциональной реакции – от надутых губ до истерики с повышением температуры.
Около года у крохи впервые происходит осознание себя отдельным элементом, а не продолжением родительских фигур (в младенчестве люди не дифференцируют мир на внешний и внутренний). Из-за такого приобретенного открытия и новообразования отстаивание своей отдельности и исключительности является одной из ведущих задач. На границе конфликтов рождается понимание, что он не только отделен от родителей, но представляет собой личность с совершенно другими возможностями, особенностями и потребностями, для которой действуют другие правила. Это происходит при столкновении с запретами, которые разрешены старшим, осознавании их силы перед трудностями и во многих других моментах.
Родительское мнение при этом остается очень значимым для малыша, что подкрепляется инстинктом самосохранения (если он не будет удобным, послушным и любимым, то без взрослых не выживет). Именно поэтому любой строгий запрет и острая эмоциональная вспышка старших воспринимаются не как попытка уберечь от опасности, а как проявление нелюбви к ребенку. Эти переживания порой бывают столь травматичны, что оставляют след на всем дальнейшем развитии.
Маленький бунтарь
Естественно, что после одного года у детей появляется гипертрофированное стремление к самостоятельности. Смысл слов «нельзя» и «не трогай», которые так любят повторять мама с папой, им не понятен. Если подумать, взрослые придумали их для того, чтобы расставлять ограничительные флажки, чтобы упростить себе жизнь.
Если говорите ребенку « нет», мотивируйте отказ
Не важно, понимает он смысл или нет. Кроха реагирует на интонацию голоса, сразу переключается и забывает о том, что хотел сделать минуту назад
Причем мамины слова откладываются у него на подкорке. Если «включать» строгую маму и пытаться наказать его за плохое поведение, со временем от запретов и нравоучений у него сформируется невроз.
Что предпринять
Чтобы реже запрещать, уберите опасные вещи подальше, куда не дотянутся его ручонки.
- заблокируйте розетки;
- на двери поставьте защитные амортизаторы;
- отодвиньте стулья от окон;
- на острые углы мебели наденьте овальные уголки;
- со стола уберите скатерть.
Каждая мама знает потенциально опасные зоны и предметы квартиры, от которых нужно защитить ребенка.
https://youtube.com/watch?v=E1-lLIaibco
Как проявляется кризис 1,5 лет у ребёнка?
Во время предыдущего скачка малыш научился решать, что он хочет, во что играть, куда пойти гулять. Теперь же он понял, что все вокруг часть некой системы и следуют определённым правилам. Он тоже часть системы – семьи. Он непохож на других детей, его родители отличаются от родителей других детей. Однако теперь он понимает, что его действия имеют последствия, и не каждое его желание торопятся исполнять взрослые. Безусловно, его это расстраивает, поэтому он пытается отстоять свои права.
В этот период начинают формироваться основы ценностей, норм и совести. Поэтому для того, чтобы вырастить доброго человека, следует уже сейчас начать вкладывать в его воспитание. Вскоре вы заметите, что кроха начал поступать иначе в привычных ситуациях. Он смотрит на других людей – как они общаются, как ведут себя? В первую очередь родителям необходимо следить за своим поведением и поступками, ведь она всегда главный пример для своего ребёнка.
Признаки наступления кризиса
- Настроение крохи становится переменчивым, он без повода устраивает истерики, капризничает, ноет.
- Ухудшается сон.
- Может ухудшиться аппетит.
- Постоянно требует внимания, хочет, чтобы его развлекали.
- Ревнует маму, причём ревновать может даже к папе или бабушке.
- Требует больше ласки, стал предпочитать мягкие игрушки остальным, просится на руки.
- Хуже реагирует на привычные и любимые игры.
Каких методов общения следует избегать
Кризис одного года – этап, который сложно дается не только ребенку, но и окружающим его близким взрослым. Мама, проводящая с шилопопым скандалистом каждый день, испытывает колоссальную нагрузку, с которой очень сложно совладать. Требуется немало усилий, чтобы оставаться спокойной, понимающей, поддерживающей. Помните, что кроха учится жить в новых для него условиях, истерики и непослушание – это не попытка манипулировать, а очередная ступень развития, с которым незрелый организм справляется теми способами, которые ему доступны. Приспособившись к изменившейся реальности, маленький человечек станет более покладистым, спокойным, послушным, и наступит некоторое затишье. Чтобы пережить кризис меньшими нервами, избегайте разрушающих отношения моделей поведения:
- Давление, применение физических мер наказания, жесткое общение с крохой. Крики, шлепки и попытки «задавить авторитетом», заставить подчиняться приведут к испугу со стороны ребенка и огромному чувству вины со стороны взрослого.
- Запрет на самостоятельные действия. Даже несмышленым беспомощным годовасам нужна возможность делать что-то самим, это путь к научению, развитию, доверительным отношениям с родными людьми.
- Вседозволенность. Чрезмерная либеральность расшатывает систему ценностей малыша. Когда все можно – это пугает, исчезает стабильность, устойчивость окружающего мира. Детям обязательно нужны рамки.
- Разрозненность взглядов взрослых членов семьи. Бабушки должны быть на одной волне с мамой и папой. Различные требования дезориентируют малыша, затруднят выход из кризиса.
- Полная замкнутость на ребенке. Видя взрослых, увлеченных собственными делами, малыш учится занимать себя самостоятельно, уважать чужое время и пространство. А маму возможность попить чаю в одиночестве или сходить на массаж убережет от выгорания и депрессии. 9
- Токсичное поведение. Следите за тем, как вы общаетесь между собой. Воспитание ребенка – это прежде всего воспитание себя. Малыши очень быстро впитывают способы взаимодействия, слова, особенно те, что произносятся эмоционально, громко. Залог психологического комфорта детей – это любовь и уважение родителей друг к другу. Уделяйте время своим отношениям, проявляйте нежность, ласку, заботу, говорите приятные слова.
Длительность кризиса у годовалого ребенка
Название данного возрастного кризиса весьма условно. Время его появления у ребенка зависит от становления навыка самостоятельной ходьбы. Сколько длится кризис 1 года у ребенка, как он протекает – зависит от индивидуальных особенностей крохи и реакций взрослых на негативные поведенческие сюрпризы, обусловленные переходом на новый этап развития.
По мнению Комаровского, кризис 1 года у ребенка длится с 8 до 15 месяцев. Однако известны случаи, когда ребенку удавалось успешно преодолеть кризисный этап за месяц. А кому-то для этого нужно 10-12 месяцев. Продолжительность кризиса определяется не только психофизиологией малыша, но и грамотным реагированием родителей на поведенческие вспышки.
Оптимальным временем преодоления возрастных внутриличностных противоречий малыша является период с 12 до 15 месяцев. К этому времени физиологическое созревание мозга и нервной системы приходит в равновесие с психологической ситуацией развития. Чем больше понимает ребенок, тем легче ему пережить кризисный этап онтогенеза.
Если кризис начался до 12 месяцев, родителям нужно понимать, что мозг ребенка еще не обладает достаточным количеством нейронных связей, поэтому справиться с возникающими противоречиями малышу будет трудно.
Родители отмечают, что после успешного завершения кризиса одного года, малыш делает огромный шаг вперед в своем развитии: он научается прыгать, учится подчинять свои желания правилам, его словарный запас расширяется, а в поведении прослеживается произвольность.
Необходимые ограничения
Естественно, нельзя позволять крохе делать все, что ему вздумается. Должны существовать и запреты. Их не должно быть очень много, и они нужны в первую очередь для того, чтобы обеспечить безопасность ребёнка. Чтобы сократить количество табу, уберите все ценные и опасные предметы вне досягаемости малыша. Организуйте быт таким образом, чтобы не кричать каждый раз «Не трогай! Опасно!». Коробка с лекарствами, бьющаяся посуда, острые ножи, ценные вещи должны лежать в местах, куда ребёнок точно не сможет добраться.
Запреты произносите коротко и ясно, с серьёзной интонацией и мимикой. Каждый раз, когда возникает запретная ситуация, озвучьте правила вновь
Чтобы не вносить путаницу в сознание ребёнка, все взрослые должны быть едины в своих требованиях.
Когда ребёнок добрался до нежелательной вещи, переключите его внимание, предоставив альтернативу. Вместо рисования в книжке или на обоях предложить тетрадку или альбом
Взамен ярких таблеток, которые купила мама, дать поиграть красивыми крупными пуговицами.
Подчеркнуть, что есть такие вещи, которых касаться нельзя ни в коем случае. Табу – прикасаться к стоящим на плите кастрюлям, трогать розетку, играть с проводами. Внимание и бдительность родителей в этот период должна быть на высшем уровне, ведь одни наши слова не смогут уберечь кроху от всех опасностей. Кружка с горячим чаем на краю стола, открытое окно, забытый нож – все это нужно предусмотреть и исключить. Очень опасно оставлять малыша надолго одного.
Развиваем речь
Еще одна серьезная проблема этого возраста – сказать хочется много, но пока не получается. В ваших же интересах целенаправленно заниматься развитием речи ребенка
Очень важно постоянно комментировать вслух свои действия и действия ребенка, называть вещи своими именами (не «запихнем эту штуковину во-о-н туда», а «положим карандаш в коробку»)
Годовалый ребенок с помощью речи не только сообщает о своих желаниях и проблемах, он еще и пытается поделиться со взрослым своим опытом и впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком на машину, он хочет сказать: «Я увидел машину, посмотри и ты на нее!». Но для того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо их запомнить. Причем, запомнить не как отвлеченные понятия, а как пережитые на собственном опыте. И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке.
Отнеситесь с пониманием к потребностям своего годовалого карапуза, помогите ему удовлетворить свои самостоятельные устремления, не подавляйте его инициативу и экспериментаторские способности, это очень важно для развития личности. Кризисы приходят и уходят, значит, нужно учиться спокойно с ними справляться!. Инесса Смык
Инесса Смык
По материалам журнала «Мой Кроха и Я»
Как вести себя родителям?
В период скачков роста у детей до года материнская поддержка, забота и внимание важны для них, как никогда. Не отказывайте малышу в ласке и максимально уделяйте ему внимание
Если он хочет сосать грудь больше, чем обычно, даже когда не голоден, позволяйте ему это. Будьте готовы к постоянному «висению» на вашей груди
Не отказывайте малышу в ласке и максимально уделяйте ему внимание. Если он хочет сосать грудь больше, чем обычно, даже когда не голоден, позволяйте ему это
Будьте готовы к постоянному «висению» на вашей груди.
Берите ребенка всё время на руки. Крепко обнимайте его и целуйте. Это поможет малышу справиться с переменами.
Всё должно происходить в игре. Познать своё тело ребёнку помогут пальчиковые игры. Превратите умывание, приём пищи, чистку зубов в увлекательную историю, которая происходит с малышом здесь и сейчас.
Читайте полезную статью Как научить ребенка чистить зубы>>>
На прогулках постоянно разговаривайте со своим ребенком. Объясняйте всё происходящее вокруг. Сейчас ваш малыш — это впитывающая губка. Всё, что вы заложите в него в это время, станет крепким фундаментом для его дальнейшего развития.
Несмотря на сбои во сне, старайтесь сильно не уклоняться от основного режима. Скачи роста требует колоссальных энергетических затрат, которые обязательно должны быть восполнены. Отдых — одно из лучших и главных средств для этого.
Как наладить сон ребёнка старше 6 месяцев, научиться укладывать малыша быстро, без слез, а также сократить количество ночных пробуждений и кормления, смотрите в интернет-курсе по сну Как научить ребенка засыпать и спать без груди>>>
Запомните, за каждой трудной минутой, когда ваш ребенок постоянно капризничает и утомляет вас, стоит новое достижение и умение малыша.
Наберитесь терпения и проявите максимальную материнскую заботу и ласку.
После бессонной ночи вы будете обязательно вознаграждены и забудете про свою усталость, когда увидите, что ваш ребенок самостоятельно построил башенку из кубиков или сделал свой первый в жизни шаг.
Счастливого материнства!
- Как научить ребенка переворачиваться?
- Когда ребенок начинает агукать?
- Когда ребенок начинает улыбаться?
Чем можно помочь крохе
Детскому организму в период активного развития может помочь грамотно составленный список занятий, которые организует мама:
- Увлекательные игры помогут малышу отвлечься от приключившейся неудачи. Мама может активнее проводить обучение ребенка цветам, формам или звукам, в зависимости от его возрастных особенностей.
- Помощь в совершении трюков добавит малышу уверенности. Если мама будет придерживать за руку или подталкивать, когда это необходимо, обеспечивая успешное завершение трюка, у грудничка не будет поводов для расстройства.
- Ежедневная гимнастика, направленная на тренировку мышечного скелета, поможет снять физическую боль, возникающую из-за стремительного роста костей и тканей. Отличным вариантом педиатры считают занятия на фитболе.
- Своевременный отдых – это то, чем должна заканчиваться каждая тренировка.
Занятия на фитболе
Дети до года устают уже через 10 минут после начала занятий. Поэтому необходимо делать перерывы каждые 5 минут, если занятие не очень заинтересовало малыша, и через каждые 10 минут, если игра увлекла младенца.
Кризис полугода (23-28-я недели)
С каждым днем кроха все лучше контролирует свои движения. В зависимости от темпов физического развития он может или тренировать перевороты со спины на живот и обратно, или подниматься на четвереньки из положения лежа на животе, или пытаться присаживаться из положения лежа на спине, или даже осваивать ползание. Психоэмоционально в это время он открывает для себя мир взаимосвязей. Младенец осознает, что мама может быть занята не только им, но и другими делами, и его это серьезно тревожит.
Признаки кризиса:
- Аппетит становится хуже.
- Беспокойное поведение, когда рядом чужие люди.
- Начинает резко реагировать на смену подгузника или на попытки переодеться.
- Грудь становится способом успокоения.
- Тревожный плач без повода.
- Ухудшение сна.
«Но, пожалуйста, не надо чувство юмора терять!»
Многих конфликтных ситуаций можно избежать, если подключить чувство юмора, творческий подход и умение играть. Ваша основная задача – направить кипучую энергию в мирное русло, а опасному или неприемлемому устремлению найти адекватную замену.
Например, на кухне, где так много заманчивых взрослых вещей, вроде горячей сковородки или острых ножей, можно найти не менее притягательные, но куда более безопасные пластмассовые миски или корзинку с луком и чесноком – пусть разбирает и складывает снова. Можно выдать и небольшую небьющуюся тарелочку с горсткой отварного риса или овощей. Пусть малыш рассадит вокруг кукол и мишек и угощает их. Вот вам одновременно и развитие сюжетной игры, и мелкой моторики, и полчаса свободного времени для мамы.
Вместо стремянки, которая, словно магнит, тянет к себе малыша, можно предложить устойчивую небольшую подставку, на которую можно забираться и снова слезать.
Последствия от «безобразной еды» можно свести к минимуму, если заменить нарядную скатерть практичной клеенкой, а малышу повязать большой резиновый нагрудник с «корытцем» для не попавших по назначению крошек и вручить ему ложку. Конечно, в рот ему попадет в лучшем случае половина еды, зато он будет есть САМ!
Ваш малыш не любит столь полезные игрушки с отверстиями геометрической формы, в которые нужно засунуть нужные фигурки? Зато его не оторвать от стиральной машины, где в бешеном вихре вращается белье. Попробуйте вместе с малышом загружать и разгружать стиральную машину, обычно детям очень нравится складывать белье в окошко машины, а потом вытаскивать его оттуда. Годовалый карапуз уже вполне может вам помочь в этом нелегком деле. Заодно поговорите о том, как называется одежда – трусики, майка, рубашка, платье.
Ваш ребенок безобразно ведет себя в ванне – вырывается, наотрез не хочет купаться? Но, может быть, он согласится искупать свою уточку или куклу?
Иногда малышу приходится делать то, что ему совсем не нравится. Что же, это удел взрослеющего человека. Вы сами всегда ли делаете только то, что вам хочется? Попробуйте неприятную процедуру превратить в игру. Например, от боли в горлышке врач велел делать ингаляции. Налейте в большую миску или таз горячий отвар ромашки или содовый раствор, опустите в воду зажженные плавающие свечи и, накрывшись вместе с малышом полотенцем, посмотрите на них. Если ему страшно под полотенцем, тогда придется переместиться в хорошо прогретую ванную. Там можно в тазу с целебным раствором пускать бумажные кораблики, дуя на них изо всей силы.
Для того, чтобы попарить озябшие ручки, можно вместе мыть кукольную посуду в большой миске с горячей водой.
Подростки – переход во взрослую жизнь
Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний . Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.
Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).
Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.
В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.
Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.
Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.
А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.
На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.
Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.
В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.
С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.
Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости
Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.
К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.
Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.