Акцентуации характера по карлу леонгарду ?

Историческая справка

Попытки классифицировать человеческие характеры, а с помощью этого научиться заранее предугадывать поведение человека и систематизировать его действия, ведутся давно.

Первым, кто занялся изучением акцентуаций был Э. Кречмер, позже его деятельность продолжил У. Шелден. Эти исследователи считаются первооткрывателями проблемы классификаций характера. Позже тему развивали Э. Фромм, К. Леонгард, Г. Шмишек, А. Е. Личко и другие.

Единой классификации типов характера (на основе акцентуаций) нет до сих пор. Но методики последних трех из названных выше авторов стали наиболее популярны.

Способы лечения различных акцентуаций

Выраженность черт, в отличие от психопатии, можно скорректировать. Более того, в зависимости от жизненных обстоятельств акцентуированные черты характера могут пройти и замениться на другие, так как, по определению, акцентуация – это особенность характера, а не личностная аномалия.

Коррекция предполагает сглаживание выраженности черт, что актуально в том случае, когда акцентуация личности препятствует социальной адаптации. Обычное поведение легко изменить в соответствии с ситуацией, для людей с выраженными чертами такое действие не под силу. Они, наоборот, демонстративно проявляют эти черты, нанося вред и себе, и окружающим.

Хотя акцентуированный характер изменить невозможно, но человек может научиться сдерживать свои негативные проявления. В этом могут помочь работа над собой и психокоррекция.

Самостоятельная коррекция акцентуации

Акцентуанты редко обращаются за помощью к специалисту, надеясь на самостоятельное решение проблемы

Психологи говорят, что самопомощь возможна, если принять во внимание необходимые рекомендации

Для коррекции акцентуированных черт необходимы тренировочные действия, которые намеренно помогают развивать противоположные черты. Одновременно происходит освоение новых тактик поведения, что полезно для достижения гармонии в характере и поведении:

  • Коррекция выраженных акцентуаций характера проводится с помощью упражнений. Пример, для гипертима – «Порядок в мыслях – порядок в жизни», для гипотима –  «Все мои достоинства со мной». Желательно ввести их в распорядок дня.
  • Полезно ежедневно делать краткие записи в дневнике для анализа поведения и настроения.
  • Главный принцип коррекции – целенаправленное совершение активных действий, которым противится акцентуированная черта. Подобные упражнения позволяют сглаживать изъяны характера.

Для сглаживания акцентуации с успехом используются психологические коррекционные приемы, групповые и индивидуальные

Помощь психолога

Если человек не в состоянии самостоятельно влиять на акцентуацию, потребуется пройти психотерапию. Специалисты предлагают эффективные техники, как в группах, так и индивидуально. Презентации многих нетрудно найти на психологических сайтах, особенно актуальны среди них:

  • психоанализ,
  • гештальттерапия,
  • психодрама,
  • когнитивно-поведенческая терапия,
  • арт-терапия,
  • психотренинг.

Акцентуацию называют приобретенным явлением, а не врожденным состоянием. При направленных усилиях на нее можно влиять, меняя стереотипы поведения

Поэтому для достижения позитивных изменений важно правильно подобрать техники для психокоррекции

Что такое акцентуация характера

Само понятие акцентуаций ввел К. Леонгард. По его мнению, это всего лишь заостренные черты характера, то есть особенности личности, создающие стереотипный тип поведения человека. По ним можно предугадать поведение индивида в конкретной ситуации, активирующей эти черты. Автор отмечает, что акцентуации наблюдаются у 20%-50 % людей.

Согласно А. Личко, акцентуации – норма, но ее крайний вариант. Под этим автор понимает ярко выраженные отдельные черты характера, делающие уязвимой личность в определенных ситуациях.

Если углубиться в суть определений, то акцентуации в подростковом возрасте принято называть «преходящими подростковыми акцентуациями», а взрослых людей с ярко выраженными чертами характера – «акцентуированными личностями». Хотя существенных отличий нет. Отмечается лишь, что в подростковом периоде эти черты можно легко корректировать и вовсе устранить, а во взрослом – лишь компенсировать с помощью саморегуляции.

Акцентуированная личность обладает своеобразным дисбалансом характера. Сложность однозначного ответа на вопрос о том, что такое акцентуации (норма или патология), состоит в характерной особенности феномена. Они отличаются по силе проявления. Иногда они еле заметны (только для близкого окружения), а иногда видны невооруженным глазом и для многих выглядят как отклонение.

Место акцентуаций среди нормы и патологий можно представить следующим образом.

Зона нормы Зона патологии
Зона нормального характера Зона акцентуированного характера Зона психопатии
Зона скрытой акцентуации Зона явной акцентуации Умеренная Тяжелая Крайне тяжелая

Явная акцентуация обладает большим риском. Под влиянием определенных психогенных факторов она может перерасти в отклоняющееся поведение и проблемы с адаптацией.

Чем опасны акцентуации: конфликтами, выходящими из раздражающей ситуации, и нервными срывами. Если травмирующая ситуация повторяется очень часто (постоянно), то акцентуация может перерасти в невроз.

Акцентуации поддаются коррекции, могут с годами под влиянием воспитания и самовоспитания приблизиться к норме (у 40 % людей к 30-35 годам от них не остается и следа). Или же наоборот уйти в патологию при разрушающих стилях воспитания и условиях жизни.

Однако не стоит обольщаться, если вы смогли укротить свой характер. К сожалению, в любое время противоречие воли и вашей индивидуальности может снова проявить себя. Именно поэтому в психологии существует распространенное мнение, что, оценивая взрослого человека (старше 40 лет), нельзя верить всему, что видишь. Он действительно показывает то, что считает нужным (пропущенное через фильтр норм, ожиданий, морали) или то, с чем так и не смог справиться.

Интересен и тот факт, что нельзя однозначно сказать, чем для личности являются акцентуации: наградой или наказанием:

  • с одной стороны, они опасны развитием психопатии, отклоняющегося поведения и даже преступного;
  • с другой – могут поспособствовать становлению незаурядной личности, например, развитию актерской карьеры.

Причины возникновения акцентуаций

Тип акцентуации, свойственный конкретному человеку, определяется в основном генетическими факторами. А вот её дальнейшее развитие и усиление определяются уже всевозможными внешними причинами, среди которых наиболее значимыми являются такие факторы как:

  • Воспитание. Любые крайности, будь то недостаток внимания или гиперопека, могут спровоцировать развитие акцентуации.
  • Количество свободы в детстве. Здесь подразумевается то, как ребенок учится, насколько свободным или авторитарным является процесс образования.
  • Барьеры в общении. Если подросток испытывает проблемы в общении со сверстниками, это может приводить к нервным срывам, из-за которых проявляется акцентуация.
  • Внутренняя дисгармония. Это может быть заниженная самооценка или комплекс неполноценности. Чем больше на человека давят такие переживания, тем сильнее проявляется акцентуация его характера.

Также к усилению и проявлению скрытых акцентуаций характера могут приводить недостаток общения и продолжительное пребывание в одиночестве, неудовлетворенность личных потребностей, различные заболевания центральной нервной системы и хронические болезни.

Причины акцентуаций

До сих пор точно не установлены причины формирования акцентуаций, но названы возможные негативные биологические и социально-психологические факторы. К биологическим относится:

  • влияние токсинов на детский мозг при внутриутробном и раннем внеутробном развитии;
  • наследственность;
  • инфекции и травмы мозга;
  • неравномерное психическое и физическое развитие, гормональный дисбаланс.

К социально-психологическим факторам относится:

  • школьная дезадаптация;
  • разрушающий стиль семейного воспитания или неадекватная позиция педагога;
  • подростковый период (перестройка);
  • психическая травма.

Рекомендую вам, дорогие читатели, проверить себя на наличие акцентуаций, а при их выявлении выяснить свой тип (если еще не знаете). Это необходимо для сохранения собственного психологического (а иногда и физического) здоровья и отношений с окружающими. Зная свой тип, вы сможете избегать травмирующих ситуаций на работе, дома, на учебе.

Стоит отметить, что нередко встречается смешанный тип, то есть отмечаются сразу несколько акцентуаций. Это значительно ухудшает возможности коррекционной работы, но тем не менее не делает ее невозможной.

Акцентуации характера

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека

Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1. Гипертимический (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;

2. Дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;

3. Циклоидный – общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);

4. Эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;

5. Демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;

6. Возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;

7. Застревающий – «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной;

8. Педантичный – выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;

9. Тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;

10. Экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;

11. Интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;

12. Экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

Классификации расстройства

Теория Личко в настоящее время распространена среди психологов, так как ученый исследовал здоровых подростков. Психиатрами чаще всего используется классификация Леонгарда.

Виды черт в этих классификациях не имеют ничего общего с психическими расстройствами, так как выраженность признака у них находится в норме.

Акцентуация имеет выраженность черты в пределах нормы и не является психическим расстройством

Классификация Личко

В исследованиях отечественного психолога выявлены особенности характера и причины появления психопатий в подростковом периоде. А. Е. Личко утверждал, что именно у подростков патологические черты характера проявляются наиболее ярко, причем во всех сферах жизни: школьных, семейных, межличностных отношениях. Подобным образом проявляются акцентуированные черты, например, подросток-гипертим выделяется своей энергией, истероид старается привлечь больше внимания, а шизоид пытается оградиться от окружающих.

Выделив 11 видов, он считал, что в пубертатном периоде черты характера относительно стабильны, но имеют три обстоятельства:

  • заострение большинства типов происходит именно в подростковом возрасте, так как он является наиболее критическим для возникновения психопатий;
  • психопатия и ее типы складываются довольно рано (шизоид определяется в детстве, психостеник – в начальной школе, гипертим – в подростковый период, циклоид и сенситив – в молодости);
  • трансформация типов в пубертате закономерно проходит под воздействием биологических и социальных факторов, например, гипертимные черты могут измениться на циклоидные.

Классификация Леонгарда

Немецкий ученый К. Леонгард выделил 12 личностных типов. Его классификация во многом сходна с теорией Личко, есть идентификация многих типов. Она проведена в соответствии с характером, темпераментом и особенностями личности, основой для выделения послужили стили взаимодействия личности и среды.

Типология Леонгарда ориентирована на взрослый возрастной период и делится на три группы:

  • гипертимного, дистимического, аффективно-лабильного, аффективно-экзальтированного, тревожного и эмотивного типов формирует темперамент;
  • от особенностей характера зависят демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы;
  • личностный уровень формирует экстраверта или интроверта.

Стили взаимодействия с окружающей средой лежат в основе типологии Леонгарда

Акцентуация характера по Шмишеку

Как вариант, на основании концепции Леонгарда разработана методика, автором которой стал Шмишек. Согласно его концепции, для личности характерны основные и дополнительные черты.

Стержень личности определяется основными чертами, которые влияют на адаптационные возможности, психическое здоровье человека, становятся ведущими в развитии. При крайней выраженности основные черты характера переходят в акцентуации. По мнению ученого, не менее половины всего населения имеет определенный тип акцентуации.

В настоящее время методика Шмишека применяется квалифицированными психологами для получения точных результатов и их последующей интерпретации.

Детство

Возбудимые дети часто подолгу плачут, лишая родителей терпения. Они могут часами капризничать, и как бы взрослые ни старались их утешить, успокоить или приструнить, все попытки будут терпеть неудачу.

В компании сверстников стремятся к власти, им нравится ощущать, что другие боятся и подчиняются их указаниям. Издеваются над теми, кто слабее, мучают животных и исподтишка совершают пакости.

Такой ребёнок не по-детски хмурый, его редко можно увидеть беззаботно играющим и смеющимся. Ценит и бережёт свои личные вещи настолько, что не разрешает другим даже взять их в руки, чтобы посмотреть.

Любая попытка взять без спроса игрушку или любой другой предмет будет воспринята в штыки. То есть, мгновенно вспылит и накинется на «обидчика» с руганью и кулаками, желая отстоять свою собственность.

Подростки обычно убегают из дома, отказываются ходить в школу, прогуливая уроки. Они могут взломать чью-то квартиру, избить кого-то, но наиболее часто находятся в розыске по причине того, что уехали в другой город в поисках приключений.

Достаточно просто поверить рассказу о том, как там прекрасно и возникнет непреодолимое желание увидеть всё своими глазами. А, как вы помните, за поступки свои возбудимые личности отвечать не в состоянии, как и предвосхищать события.

Поэтому дети несутся без денег автостопом в город своей мечты, совсем не понимая, к чему такое путешествие может привести.

Психопатии и акцентуации характера у подростков

одного из основных исследователей психопатийДиагностическими критериями психопатий являются:

  • тотальность;
  • стойкость;
  • нарушение социальной адаптации.

https://youtube.com/watch?v=3cT6L0n9gEM

полового созреванияПоказателями, которые влияют на степень тяжести психопатий, являются:

  • тяжесть, продолжительность и частота декомпенсаций (срывов), фаз;
  • тяжесть социальных нарушений поведения;
  • степень социальной (трудовой, семейной) дезадаптации;
  • степень самооценки (критичности психопата к собственной персоне).

когда личность более или менее адаптированапериоды обострения или срывов

Психопатическое развитие и краевая психопатия

истинныхдефектноеНаиболее частыми типами дефектного воспитания, которые влияют на формировании психопатий, являются:

  • Гипопротекция. Этот вид дефектного воспитания характеризуется недостатком опеки и контроля за поведением. При этом гипопротекция не сводится к удовлетворению насущных нужд, то есть дети не ходят раздетыми и голодными. В основном, это касается недостатка внимания, заботы и истинного интереса родителей к делам подростка. Гипопротекция может быть и скрытой, когда контроль за поведением подростка как будто осуществляется, но на самом деле является лишь формализмом. Особенно опасен такой вид воспитания при акцентуации по неустойчивому и конформному типам. Как следствие, подростки оказываются в асоциальных компаниях и быстро перенимают дурной образ жизни. Также отсутствие заботы очень пагубно при гипертимной, эпилептоидной и шизоидной акцентуации.
  • Доминирующая гиперпротекция. Этот вид дефектного воспитания характеризуется чрезмерной опекой, мелочным контролем и даже слежкой. Такой постоянный контроль вырастает в целую систему постоянных запретов. В свою очередь, постоянные запреты и отсутствие возможности принимать хоть незначительные собственные решения путают подростка. Очень часто у детей и подростков создается следующая система ценностей – с взрослыми ему все нельзя, а его сверстникам все можно. Такой вид воспитания не позволяет подростку анализировать собственные поступки и учиться самостоятельности. Кроме этого подавляется чувство ответственности и долга, подросток перестает отвечать за собственные поступки. Наиболее опасна гиперпротекция для гипертимных подростков, поскольку она приводит к резкому усилению реакции эмансипации. Подростки, или даже еще дети, бунтуют против притеснения самыми агрессивными методами.
  • Эмоциональное отторжение. Характеризуется эмоциональной холодностью, отсутствием заботы и привязанности. При этом виде дефектного воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, и что он обуза в жизни родителей. Часто такое дефектное воспитание протекает в рамках скрытого эмоционального отвержения со стороны родителей, когда они не признают истинных тягот с сыном или дочерью. Якобы здравый смысл подавляет в них это отвержение к детям как недостойное. Иногда подобное отвержение переходит в реакцию гиперкомпенсации в виде подчеркнутой заботы и утрированного внимания. Однако такое фальшивое отношение ребенок и особенно подросток хорошо чувствуют. Шизоидной подросток на подобную неискренность реагирует уходом в себя, возводя еще большую стену между собой и семьей. Неустойчивый тип бросается искать отдушину в компаниях друзей.
  • Условия жестоких взаимоотношений. Данный тип дефектного воспитания проявляется открытыми и суровыми расправами за мелкие проступки. При этом очень часто на ребенке просто «срывают зло». Однако жестокие отношения касаются не только ребенка или подростка. Подобная тяжелая и суровая атмосфера господствует во всем окружении. Очень часто жестокие расправы скрыты от посторонних взоров, и семья с виду выглядит «здоровой». Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений очень опасно для эпилептоидного и конформного типов. В данном случае отмечается высокий риск психопатического развития. Однако и на другие типы личностей душевное безразличие и избиения отражаются нездоровым образом. В таких семьях самый высокий риск развития психопатий.

Акцентуации характера

К акцентуациям характера по К. Леонгарду относятся 4 типа.

Демонстративный тип

Представители этого типа склонны производить впечатление, обращать на себя всеобщее внимание, вызывать повышенный интерес. В любой ситуации они ведут себя нарочито вызывающе, обожают быть в центре событий, часто приукрашивая долю своего участия и влияния

Таким людям свойственно:

  • Самонадеянность;
  • Честолюбие;
  • Самовосхваление;
  • Притворство;
  • Артистичность;
  • Стремление лидировать.

Они чаще всего образованны, умеют быть коммуникабельными, вежливыми, вызывать доверие у окружающих, увлекать их своими идеями. Они прекрасно подходят для выполнения представительских функций, однако не способны на длительные усилия, концентрацию внимания, а сталкиваясь с проблемами, предоставляют их решение другим.

Педантичный тип

Особенность представителей этого типа акцентуации – постоянство, стабильность, повышенная педантичность, серьезность, основательность, стремление к соблюдению порядка. Любую работу они выполняют добросовестно, доводят ее до логического завершения. Свойственная им скрупулезность и усидчивость помогает становиться высококвалифицированными финансистами и бухгалтерами. Они могут проработать в одном коллективе долгие годы.

Любое отступление от порядка заставляет педантов болезненно реагировать на это, но в конфликты они не вступают. Они довольно медленно обдумывают, проверяют и принимают ответственные решения. К сотрудникам выдвигают множество требований, за что их считают формалистами.

Застревающий тип

Представителей аффективно-застойного типа акцентуации характеризуют интенсивные душевные переживания. Они никогда не забывают и не прощают унижений, поэтому их считают обидчивыми и злопамятными. Они могут долго фантазировать, строить планы мести. Спустя время, вспоминая об оскорблении, они испытывают такую же сильную обиду, как в первый момент. Друзья и неприятели у них четко разграничены. Эту категорию отличает:

  • Неутомимость;
  • Целеустремленность;
  • Упорство;
  • Принципиальность;
  • Требовательность;
  • Подозрительность;
  • Недоверчивость.

В случае успешности они проявляют высокомерие, заносчивость, в переговорах бескомпромиссны, неподатливы.

Возбудимый тип

Представители этого типа акцентуации несдержанны, вспыльчивы, импульсивны. Манера держаться и стиль поведения обусловлены эмоциональной вспышкой, запалом, неподконтрольным разуму. Приоритет для них – потворство собственным прихотям, получение удовольствия, выполнение желаний. Они никогда не считаются с чужими интересами, занимаются своим здоровьем в ущерб интеллектуальному развитию. Отличительные особенности: амбициозность, своеволие, напористость, агрессивность, отсутствие терпимости, неприятие критики.

Основная характеристика

Возбудимый тип личности является импульсивным, не способным контролировать своё поведение и реакции.

Он принимает решения мгновенно, не пытаясь взвесить все за и против, хорошенько обдумать вероятные последствия своего выбора. То есть, он действует и живёт, опираясь лишь на инстинкты.

Учитывая импульсивность, такой человек не умеет терпеть, примиряться с чем-то, находиться в ожидании. Если что-то захотел, то желание должно быть реализовано срочным образом, несмотря на условия.

Например, среди ночи сорвётся в поисках магазина, в котором можно приобрести определённый вид мороженого.

Мышление более замедлено в отличие от остальных типов. То есть, если один человек способен быстро усваивать информацию, то этому виду придётся несколько раз разъяснить её, разложив по полочкам даже очевидные факты.

Уделяют много внимания своему внешнему виду, занимаются спортом и в основном хорошо развиты физически. Напористы, целеустремлённы, отчего практически всегда достигают своих целей, если, конечно же, случайно не совершат фатальную ошибку, пойдя на поводу желаний.

Работа над собой

Лечение основано на снижении интенсивности проявлений усиленных черт. Однако, не во всех случаях оно необходимо. На самом деле, коррекция нужна, если акцентуация влияет на социальную адаптацию.

Для истероидного типа. Общаться нужно спокойно, речь должна быть тихой. Нужно научиться совершать добрые дела, при этом не показывать и рассказывать о том, что именно Вы совершили данное действие. Находясь в компании людей, необходимо вести себя тихо, спокойно, представить себя невидимкой. Большое значение необходимо уделять аутотренингу, которым нужно заниматься ежедневно

Важно научиться любить себя таким, каким Вас создал Бог, повышать свою самооценку.
Для эпилептоидного типа. Нужно научиться прощать обиды, не держать ни на кого зла

Необходимо позаботиться о развитии терпимости, научиться доброжелательно относиться к другим людям. Важно уметь проявлять щедрость. Желательно стать хорошим слушателем, не перебивать говорящего, уметь поддержать. Нужно научиться ставить себя на место другого человека.
Для шизоидного типа. Необходимо освоить копирование мимики оппонента, научиться понимать, какую эмоцию он переживает в данный момент. Важно быть доброжелательным, к другим людям относиться так, как хотите, чтобы они относились к Вам. Могут понадобиться такие упражнения, как игра в холерика, человек учится говорить быстро, громко и импульсивно.
Для циклонного типа. Нужно завести ежедневник. В нем отмечать, какие задачи Вы планируете, также нужно описывать свои переживания и эмоции в той или иной ситуации. Нужно задумываться над тем, как стоит измениться, чтоб не мешать жизни других людей.
Для параноидального типа. Не нужно верить первому впечатлению, необходимо научиться определять мотивы людей. Нужно постараться вести себя спокойно, не допускать замечаний в сторону другого человека. Нелишним будет посетить тренинг по коммуникативному поведению. Большое значение имеют релаксационные упражнения, можно заняться медитацией или йогой. Необходимо научиться делать людям комплименты, когда они этого заслуживают.
Для неустойчивого типа. Человек должен научиться противостоять собственной лени, делать вещи, которые ему необходимы. Нужно себя мотивировать.
Для лабильного типа. Нужно рационально подходить к проблемам, к их решению. Необходимо завести дневник, в котором отмечать свое настроение, в частности, по каким причинам оно сменяется. Научитесь контролировать эмоции, не позволяйте им управлять Вашими действиями. Аутотренинг поможет найти баланс, нормализовать нервное состояние. Поспособствует избавлению от повышенной чувствительности к ситуациям, которые начинают раздражать, выводить из себя.
Для конформного типа. Нужно научиться развивать критическое мышление. Сталкиваясь с каким-то событием, нужно обдумывать возможные последствия. Если Вам что-то хотят посоветовать или зовут куда-то пойти, Вы должны в ответ тоже кого-то позвать, предложив поступить иным путем. Совершайте нестандартные поступки, учитесь выходить из зоны своего комфорта.
Для астено-невротического типа. Представьте, что являетесь супергероем и Вам все под силу. Постоянно расширяйте круг общения, развивайте свое чувство юмора.
Психастенический тип. Когда появляются какие-то страхи, нужно представить, что объект боязни уже совершенное дело. Не стремитесь всегда соответствовать установленным порядкам, иногда отходите от правил. Делайте зарядку для лица, для того, чтоб расслабить мышцы.
Если у Вас гипертимный тип, то понадобится навести порядок на своем рабочем месте, в шкафу. Это необходимо для систематизации мыслей в голове. Всегда доводите начатые дела до их логического завершения. Заведите ежедневник, указывайте в нем все свои задачи, планируйте действия.
Если у Вас сенситивный тип, то необходимо хвалить себя за каждую победу. Можно сделать специальный плакат, на котором отметить свои достоинства и достижения. Нелишним будет обратиться к чувству юмора, это позволит снизить чувство дискомфорта.

Как проявляется

Застревание личности в психологии характеризуется целым набором симптомов, с которыми приходится сталкиваться ежедневно. Они негативно сказываются на жизни человека.

Дополнительная информация. Первые симптомы заметны в раннем возрасте. Такие дети нередко переоценивают свои способности, отличаются излишней прямолинейностью, стереотипным мышлением и пренебрежительным отношением к чувствам и интересам других индивидов.

Борьба за справедливость

Психологи описывают следующие типичные проявления акцентуации в более взрослом возрасте:

Человеку трудно наладить доверительные и близкие отношения с людьми.
Из-за страха быть обиженным или обманутым индивид предпочитает отказываться от знакомств, выбирая одиночество.
Нередко такие люди остаются без пары из-за чрезмерной педантичности и ярко выраженного эгоцентризма.
Застревающий тип личности нередко сталкивается с психосоматическими проблемами: заболеваниями желудочно-кишечного тракта, головными болями, гипертонией и нарушением работы половой системы. Это происходит из-за постоянного напряжения и неумения распознать стресс.
Представитель застревающего типа не в состоянии найти взаимопонимания с детьми. Особенно это касается малышей в возрасте до 5 лет. Аффективно-застойный человек ценит истину, поэтому в беседе с ребенком будет упорно ее доказывать

Для детей, находящихся в кризисе трех лет, важно чувствовать себя умными и рассудительными. Подобное столкновение двух взглядов способно нанести моральные травмы, как одному, так и другому собеседнику.
Застревающей человек испытывает трудности при рассказе о себе

Из-за того, что такие люди не всматриваются в глубину своей личности, они способны дать характеристику собственной персоне только в деятельности.
Из-за настойчивости и жажды справедливости человек постоянно борется с людьми при помощи жалоб, писем и судебных разбирательств.

Такая симптоматика нередко приводит аффективно-застойных личностей к депрессии, а также развитию компульсивно-обсессивных и тревожных расстройств.

Причины формирования

Эмотивность в психологии проявляется в разных вариантах. Ученые до сих пор изучают это явление, они выдвигают несколько теорий о том, почему появляется такой психотип.

Изначально человек с эмотивностью рождается со слабой нервной системой. Это значит, что у него процессы возбуждения преобладают над торможением. Чем больше в его детстве стрессов, тем выше вероятность появления чувствительности.

Есть теория, которая затрагивает внутриутробное развитие. В ней считается, что эмотив психотип свойственен тем детям, которых не хотели. Если мама переживает, постоянно плачет, ругается с мужем, то это сказывается на развитии ребенка.

Также накладываются особенности российского воспитания. В обществе не принято развивать эмоциональную сферу, в итоге дети привыкают подавлять свои чувства, либо они не умеют их проявлять.

Часто детей стыдят за слезы, что вызывает еще большую истерику

У взрослого человека эмотивность может появляться на фоне серьезных гормональных изменений. К такому виду проблем склонны женщины, так как они чаще переживают нестабильные состояния. Иногда эмотивная личность развивается под воздействием серьезных потрясений, например, попадание в катастрофу, гибель близких людей, тяжелые болезни и т.п.

Детство

Дети психастенического типа обычно боязливы и тревожны. Их легко напугать, порой это происходит ненамеренно.

К примеру, взрослый просто мог рассказать о произошедшем с ним несчастном случае на дороге, и этого будет достаточно, чтобы ребёнок с данной акцентуацией характера стал опасаться переходить улицу даже по зебре.

Также они отличаются от остальных склонностью к рассуждениям. Могут часами предаваться этому занятию. Да и вообще, предпочитают интеллектуальные игры подвижным.

Немного неловки поэтому, оказавшись в помещении с хрупкими предметами, очень нервничают. Так как понимают, что обязательно случайно что-то разобьют, а потом будет стыдно перед хозяевами. Да и родители могут наказать, а это только добавляет тревоги и беспокойства.

Подобный способ жизни, в постоянном напряжении, приводит к ухудшению здоровья. Маленькие дети страдают на энурез, более старшие «обзаводятся» фобическими расстройствами.

Чаще всего иррациональный страх направлен на животных и насекомых, но бывает, что они до ужаса боятся темноты и оставаться дома, в комнате без взрослых. Либо оказаться запертыми в туалете или ванной комнате.

Их терзают навязчивые мысли о том, что любимые близкие люди умрут, или что они сами окажутся больны неизлечимой и ужасной болезнью.

Естественно, подобные размышления изо дня в день и провоцируют неврозы и срывы в достаточно раннем возрасте.

Стремятся соответствовать ожиданиям родителей, даже если они совсем завышенные. Могут понимать, что достичь определённых успехов им не выйдет, но вероятность утратить любовь близких будет стимулировать продолжать попытки реализации чужих амбиций.

Сложности возникают в семьях, где взрослые поручают ребёнку психастенику ухаживать за младшими братьями и сестрами.

Чрезмерно развитое чувство ответственности может привести к тому, что, не справившись с какой-то задачей, он попросту утратит психическую устойчивость. Испытывая вину за каждую слезинку младенца, он доведёт себя до так называемого психастенического синдрома.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector