Социальная адаптация и ее виды
Содержание:
- Особенности адаптационного периода
- Что такое социальная адаптация
- Разновидности и методы адаптации персонала
- Уровни адаптации
- Социальная адаптация
- Проблемы социальной адаптации
- Сущность понятия «адаптация»
- Как протекает процесс социальной адаптации
- Примеры
- Трудный возраст – подростки
- Принцип адаптивности
- Методы, применяемые для адаптации в коллективе
- Найдено научных статей по теме — 15
- Функциональные состояния и адаптация работника
- Функциональная адаптация школьников к учебному процессу
- Функциональное состояние и адаптационные резервы организма
- Современноинновационные методы оценки функциональной адаптации учащихся
- Динамика функционального состояния и адаптационных процессов у студентов
- Структурно-функциональный подход к оценке адаптационного потенциала личности
- Некоторые функциональные особенности школьников в период адаптации к обучению
- Коррекция функциональной адаптации студенток с отклонениямив состоянии здоровья
- УЧИТЕЛЯ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА: ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
- Реакции неспецифической адаптации и функциональное состояние организма пожилых лиц
- Оценка функциональной адаптации трансплантированного сердца в организме реципиента
- Гигиеническая оценка функциональных резервов и адаптационных возможностей студентов
- Изменение функционального состояния системы пищеварения при кратковременной адаптации
- Три подхода к адаптации
- Похожие термины:
Особенности адаптационного периода
Социальная адаптация детей в период начала посещения образовательного учреждения обычно предполагает ухудшение аппетита. Психологи объясняют это нетипичным, непривычным вкусом пищи, новым режимом питания. Стресс приводит к нарушению работы рецепторов, ответственных за восприятие вкуса. Если аппетит приходит в норму, можно уверенно говорить об успешном привыкании к новому месту.
Иногда родители отмечают, что в детском возрасте адаптация сопровождается временным ухудшением словарного запаса. Психологи объясняют это склонностью человека использовать максимально простые вербальные конструкции в сложной стрессовой ситуации, когда необходимо привыкнуть к новой среде. В некоторой степени это защитный механизм. Паниковать не стоит: если адаптация протекает нормально, со временем словарный запас снова увеличивается, а функциональность речи полностью восстанавливается.
Еще одно проявление адаптации – ослабление активности, стремления познавать, снижение любопытства. Заторможенное состояние сменяется нормальной активностью к концу периода привыкания. Кроме того, первый месяц посещения нового учреждения обычно сопровождается ухудшением состояния иммунной системы. Многие подвержены простудам. Причины болезни психологические, гораздо реже – физиологические. Под влиянием стрессовой нагрузки защита организма слабеет, понижается способность сопротивляться агрессивным факторам. Как только удается добиться эмоциональной стабильности, склонность болеть проходит.
Что такое социальная адаптация
Каждый человек является частью общества, которое его окружает. С детства он осваивает его правила и ценности, взаимодействует с остальными членами и выстраивает свою жизнь в согласии с принятыми нормами. Этот процесс проходит в рамках адаптационного развития и продолжается в течение всей жизни индивида. Адаптация имеет три формы: физиологическую, психологическую и социальную.
Определение
Социальная адаптация — это непрерывный процесс активной интеграции индивида или группы в общество и приспособление к условиям и требованиям социальной среды.
В результате социальной адаптации развивается самосознание личности, формируются паттерны поведения, приобретаются способности к самореализации. Человек учится выстраивать гармоничное взаимодействие с другими индивидами, природой и социальной средой. Индивид на протяжении своей жизни не просто осваивает и принимает социально значимые нормы и установки, но также передает их другим членам общества.
В зависимости от личных качеств человека, его ценностных ориентаций, индивидуально-психологических особенностей, целей и возможностей их достижения, формируются способности индивида к адаптации. Отсутствие у индивида навыков социального привыкания и приспособления приводит к дезадаптации, то есть к частичной или полной утрате способности взаимодействовать с окружающей средой.
Разновидности и методы адаптации персонала
Принято выделять следующие виды адаптации:
- профессиональная – новичок осваивается, применяет свои знания, согласно новым задачам;
- производственная – ориентируясь непосредственно на свое новое рабочее место, работник привыкает к новым нормам и правилам, знакомится с документацией, регламентом, рабочими инструментами и механизмами, другими производственными факторами;
- социальная – в любом новом коллективе нужно научиться правильно взаимодействовать с другими членами команды, стать «своим»;
- психофизиологическая – освоение нового режима, графика работы, спецодежды и прочего;
- финансовая – здесь нужно учитывать как новые источники и факторы дохода, так и появившиеся расходы (как пример, затраты на проезд).
Каждый из видов адаптации может использоваться отдельно или в комплексе. Также существует еще одна классификация адаптации персонала в организации – первичная и вторичная. Первый вид используется, когда молодой специалист приступает к своим обязанностям без какого-либо профессионального опыта, а второй – при смене новым работником рабочего места и/или профессии.
В адаптационной системе есть не только виды, но и несколько методов. Каждый из них считается эффективным, но максимальный результат они дают в комплексе.
Внедряя на предприятии адаптацию персонала, можно использовать такие методы:
- Наставничество. Опытный сотрудник помогает новичку влиться в коллектив, вводит в курс всех дел, консультирует на начальных этапах работы.
- Беседа. Руководитель, менеджер по персоналу и другие специалисты при необходимости проводят с новым сотрудником личную беседу, отвечают на возникшие вопросы новичка, развеивают его возможные сомнения.
- Ознакомительная экскурсия. Новичку показывают территорию предприятия, все его структурные подразделения, знакомят с сотрудниками, коротко рассказывают историю компании, ее корпоративную культуру.
- Анкетирование. После завершения адаптационного периода и испытательного срока, новичку дают заполнить анкету, что позволяет получить обратную связь и усовершенствовать систему в будущем.
- Тренинги и семинары. Проводятся для развития у специалиста определенных навыков. Например, ораторское искусство, развитие стрессоустойчивости, решение конфликтных ситуаций и другие.
- Прочие методы. Сюда можно также отнести обучение персонала, тестирование, аттестацию, корпоративные мероприятия и прочее.
Также важно контролировать индивидуальную коммуникацию новичка и руководителя. Специалист всегда должен знать, что думает начальник о его работе
Важно, чтобы коммуникация в данном случае работала в двух направлениях. Сотрудник со своей стороны должен правильно реагировать на замечания, прислушиваться к ним, не бояться задавать уточняющие вопросы.
Уровни адаптации
В процессе приспособления личности к новой социокультурной ситуации принимает участие совокупность личностных и внешних факторов, которые условно могут быть представлены следующими уровням:
- индивидуально-психологический включает в себя типологические, личностные особенности индивидуума, его актуальные состояния (способности, мотивация, уровень развития самоконтроля, самооценки, саморефлексии, самосознания, особенности когнитивной, эмоциональной сферы, темперамент и пр.). На данном уровне осуществляется поддержание психического равновесия;
- социально-психологический уровень, включающий все факторы микросоциального взаимодействия, влияние окружения.
Социальная адаптация
Способы, с помощью которых человек взаимодействует с окружающей его социальной средой, а также процесс его приспособления к ней входят в понятие социальной адаптации. Это и приспособление индивида к социуму, в который он вошел, и взаимоотношения с коллективом, где проходит его трудовая деятельность, образование.
При вживании в новую социальную среду человек проходит следующие этапы:
- внедрение в данную группу;
- полное согласие с принятыми в этой среде нормами поведения и ценностями;
- занятие активной позиции полноправного члена в этой среде, чтобы способствовать скорейшему удовлетворению взаимных интересов.
Если же ему не удастся приспособиться к новому окружению в этой среде, он может столкнуться с проявлением негативного к себе отношения и напряженностью. В процессе жизнедеятельности человека могут окружать различные социальные среды: семья, школа, новые соседи по месту жительства и др.
Чтобы нормально в них функционировать, ему везде надо будет пройти социальную адаптацию. Понятие это включает в себя также и приспособление к новому трудовому коллективу, где человеку придется работать. Этот процесс называется производственной адаптацией.
Проблемы социальной адаптации
Социум считает нормальной личность, способную адаптироваться. Однако такой подход к пониманию в различных общностях и коллективах может разниться. Поэтому проблемы социальной адаптации, главным образом, могут появиться вследствие правил, которые приняты в этом конкретном обществе. К примеру, у иностранных граждан они могут появиться, как результат различий доминирующих норм в разнообразных культурах. Проблемы адаптации могут появляться вследствие поведения, несоответствующего предписаниям из-за индивидуальных личностных особенностей индивида. Так, например, робкий индивид просто не способен активно конкурировать с более пробивными коллегами.
В связи с разным реагированием людей на преобразования в собственной деятельности и всевозможные стрессоры, сегодня наиболее приоритетными задачами становятся изучение и разработка системы оптимизации этой способности с целью результативного воздействия на него. Поэтому рассматриваются возможности включения данной способности в качестве одной из основополагающих в требования к профессиональной пригодности специалиста и, главным образом, руководителя.
Если развитие считать жизненной стратегией, то исходя из этого, адаптация будет тактикой, позволяющей индивиду удерживаться в установленных эволюционных границах, тем самым обеспечивая возможность прогресса. Эффективная адаптация является одной из предпосылок успешной профессиональной самореализации.
Каждый индивид, в процессе жизненного развития вступает в новые для себя условия, вследствие чего неизбежно преодолевает более или менее длительные процессы адаптации.
С проблемами адаптации в процессе жизнедеятельности сталкиваются многие возрастные категории людей, наиболее тяжело проходит адаптация в дошкольном, пубертатном и пенсионном возрасте.
Проблемы адаптации людей в предпенсионном и пенсионном возрасте часто связаны с так называемой возрастной депрессией. В этом возрасте индивиды переживают тяжелый психологический кризис, связанный с множеством конфликтов, происходящих в их жизни. В этом периоде на субъектов оказывают воздействие различные факторы: этапов жизни, здоровья, социальные факторы. Факторы этапов жизни заключаются в анализе индивидом собственной жизни. Именно поэтому очень важным является его оценка своего прошлого, настоящего и будущего. Факторы здоровья заключаются в психологическом преодолении индивидом естественного или вызванного болезнью ослабления физических сил. К социальным факторам следует отнести степень тяжести перенесения индивидом ухода детей во взрослую жизнь и другие социальные проблемы.
Проблемы с адаптацией появляются вследствие несовпадения ролей субъекта в разнообразных социальных группах. Поэтому для нормализации прохождения адаптации сотрудниками социальных служб была разработана программа социальной адаптации. Ведь стресс, порожденный адаптационными проблемами, бывает настолько серьезным, что его следствием и постоянными спутниками становятся нервозность и различные недомогания. Также были разработаны методики социально-психологической адаптации, целью которых является определения показателя уровня адаптации среди различных категорий населения.
Сущность понятия «адаптация»
Адаптация человека к тем или иным условиям не может осуществляться изолированно от внешней среды, которые оказывают воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности. Очень часто это воздействие носит отрицательный характер. Организм человека может функционировать в очень ограниченных условиях. Например, при повышении температуры тела всего на один градус, человек начинает чувствовать себя уже некомфортно. При повышении на 5-6 градусов, могут начаться необратимые процессы. Организм человека нормально может функционировать только при таких параметрах внешней среды, которые имеют незначительный интервал изменения характеристик.
Факторы, обуславливающие выживание человека, с одной стороны, связаны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой стороны, связаны со способностью опосредованного отражения человеком окружающей действительности. Данная способность существует благодаря нервной системе и психике, которые определяют возможность выживания человека как вида и обеспечивают процесс его адаптации.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Адаптация в психологии 430 руб.
- Реферат Адаптация в психологии 230 руб.
- Контрольная работа Адаптация в психологии 250 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1
Адаптация в системе «человек – среда» помогает достичь оптимального функционирования и сбалансированности всех систем организма.
Проблему функционирования живого организма как целостной системы, одним из первых начал изучать французский физиолог К. Бернар. Он предположил, что условием существования любого живого организма является наличие возможности постоянного сохранения благоприятных параметров внутренней среды. Происходить это может потому, что все системы и процессы, протекающие в организме, находятся в равновесном состоянии.
Организм живет и действует до тех пор, пока сохраняется равновесие и, по мнению К. Бернара, это условие свободной жизни. Эта идея Бернара позже была поддержана и развита американским физиологом У. Кэнноном и названа им гомеостазом.
Современное представление об адаптации основывается на работах отечественных ученых И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина и др. Из всего многообразия определений феномена адаптации, можно назвать несколько наиболее распространенных. Понятие термина «адаптация» определяется следующим образом:
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
- Адаптация – это свойство организма;
- Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям среды. Суть процесса заключается в том, что одновременно достигается равновесие между средой и организмом;
- Адаптация – это результат взаимодействия в системе «человек – среда»;
- Адаптация – это цель, к которой стремится организм.
Рисунок 1. Адаптация и ее виды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как протекает процесс социальной адаптации
Согласно структуре польского социолога Я. Щепаньского, процесс адаптации можно разделить на несколько стадий:
- На начальной индивид осваивает нормы и правила поведения в обществе, но при этом еще не принимает устоявшуюся систему ценностей и традиций. Это может быть обусловлено как недостаточным знакомством с порядками новой среды, так сознательным неприятием и отрицанием ее ценностной ориентации.
- Второй этап называют «этапом терпимости». В этот период индивид и среда признают равноценность друг друга.
- Третья стадия предваряет полное вхождение в новую среду. Начинается процесс приспособления, отражающийся во взаимных уступках. Это значит, что не только человек признает систему ценностей принимающего общества, но и сами участники социальной группы принимают его ценности и установки.
- На последней стадии наступает полная адаптация или ассимиляция к условиям и требованиям новой среды. Индивид осознанно меняет паттерны поведения и привычный образ жизни на новые установки, принятые в обществе.
Социальная адаптация — это процесс, который находится в постоянной динамике и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В адаптации детей и подростков исследователи также выделяют ряд этапов:
- от рождения до года — ребенок находится в полной зависимости от взрослых людей, с которыми постоянно взаимодействует;
- от 1 до 3 лет — ребенок начинает копировать членов своей семьи и применять манипулятивные средства;
- от 3 до 6 лет — впервые выходит за пределы семейной социальной группы, открывает и изучает новые роли, начинает соотносить себя с тем или иным членом семьи, которому сознательно подражает;
- от 6 до 10 лет — поступление в школу, необходимость адаптации к новым условиям и людям, активный интеллектуальный прогресс, яркое проявление индивидуальных качеств;
- от 10-11 до 14-15 лет — активная коммуникация и взаимодействие со сверстниками, формирование самосознания и поиск индивидуальности; проявляются чувства не только к семье и друзьям, но и к противоположному полу.
Неверное воспитание может привести к негативным последствиям и отрицательно сказаться на последующей жизни человека. Именно в детские и подростковые годы индивид приобретает навыки, необходимые для успешной социальной адаптации и личностного развития.
Примеры
Процесс адаптации сопровождает человека всю его жизнь с самого рождения. Так, появившийся на свет ребенок является биологическим организмом, полностью лишенным опыта существования в мире и взаимодействия с окружающими людьми.
По мере взросления новорожденный осваивает первые социальные приемы общения: улыбка, смех, требование внимания, проявление расположения и т.д.
В дальнейшем получая информацию от родителей и других людей, ребенок приспосабливается к окружающим его обстоятельствам и учится соотносить свои потребности с требованиями окружающей среды.
Важным этапом в детстве является поступление в детский сад. Здесь приобретаются навыки коммуникации, сотрудничества, послушания и т.д.
В дальнейшем ребенок попадает в школу, где он оказывается перед необходимостью осуществления познавательной деятельности, выстраивания отношений с одноклассниками и учителем.
Если в детском саду все требования в основном сводились к послушанию и соблюдению общего распорядка, то в школе возникают обязанности, подлежащие оценке со стороны других членов общества.
Во взрослой жизни переходными этапами становятся такие события, как начало профессиональной деятельности, смена коллектива, служба в армии, перевод на другую должность, начало семейной жизни, появление детей и т.д.
Каждый новый жизненный этап требует умения проявлять адаптивное поведение, приспосабливаясь к изменившимся условиям.
Трудный возраст – подростки
Расстройство адаптации может произойти и в более старшем возрасте, у старшеклассников. Причиной тому обычно становятся проблемы в учебе или личные конфликты со сверстниками. Ситуацию усугубляют переходные изменения в организме и психике, которые подростки обычно тяжело переносят. Здесь уже имеют место взрослые проблемы, такие как отношения с противоположным полом, первая любовь, не всегда взаимная. Нарушение адаптации у подростков наиболее опасно, так как проявляется оно обычно буйным поведением, отказом от общепринятых правил. Дети прогуливают школу, уходят из дома, занимаются хулиганством. Часто такое состояние приводит их к употреблению алкоголя или наркотиков.
Принцип адаптивности
Во время анализа адаптивных качеств деятельности личности желательно учитывать, что адаптивность это в психологии долгое время рассматривалась, как ключевая характеристика, выражающая индивида, как исключительно приспосабливающим существом.
Принцип адаптивности в психологии предполагает три варианта, которые являются наиболее распространенными в различных теориях и подходах изучения человеческого поведения.
Первый вариант – гомеостатический. В его основе лежит идея о гомеостазе, пришедшая из биологических теорий. Согласно этой идее, все реакции человеческого организма, пассивно приспосабливающегося к влияниям окружающей среды, обязаны выполнять только одну адаптивную функцию – возвращение функций организма в равновесие. Такой вариант принципа адаптивности особенно активно использовался в рефлексологии, поскольку ее идея состоит в том, что активность личности направлена на поддержание равновесия своего организма и среды.
Гомеостатический вариант адаптивности лежит в основе многих, на первый взгляд, непохожих психологических концепциях: теория личности К. Левина; психоанализ З. Фрейда; теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера; в необихевиористских концепциях.
В гуманистической психологии гомеостатическая идея противопоставляется идеи стремления к напряжению, тяготению к нарушению равновесия.
Во всех представленных концепциях личность противопоставляется социальной среде, поведение человека подчиняется заранее обусловленной конечной цели – обретение равновесия с обществом, посредством достижения равновесия и душевной гармонии с самим собой с помощью процесса самоактуализации, то есть принятия себя таким, каким сделала природа, невзирая на помощь или помехи общества.
Второй вариант – гедонистический принцип адаптивности предполагает, что любые поведенческие акты человека ориентированы на увеличение удовольствия и уменьшение страданий, особенно отрицательных эмоций. В повседневной жизни часто встречается гедонистический принцип адаптивности примеры его проявления можно наблюдать, когда человек пытается так приспособиться к ситуации, чтобы извлечь из нее пользу и удовольствие. Вместе с тем существуют факты, которые иллюстрируют наличие действий личности, абсолютно противоположных к влечению достичь наслаждения и избежать страданий.
Гедонистический принцип адаптивности примеры его можно наблюдать не только в ситуации самопожертвования или героизма, но и в повседневной работе человека, где большая часть действий направляется не на получение удовольствия, а на рабочую цель.
Третий вариант – прагматический вариант чаще всего встречается в когнитивной и в функциональной психологии, где он выступает в качестве суждения о том, что любые оптимальные действия человека направляются на максимизацию получения пользы и эффекта, используя минимальные затраты.
Прагматический принцип адаптивности предполагает, что даже если принятое человеком решение кажется ему неразумным, он одинаково допускает, что такое решение вполне логично и обоснованно. Любое решение способствует оптимизации психологической пользы, даже если сам человек будет потом приходить в искреннее удивление собственному выбору.
Прагматический вариант исходит из определения личности, как разумного и логичного человека, и тем же самым всякого действия человека, как разумного и рационального. Из этого выходит, что при анализе развития и формирования человека в его индивидуальных жизненных обстоятельствах, различные проявления, которые не вписываются в рамки логичного действия, отбрасываются, также не принимаются немотивированные поступки личности.
Психологи, антропологи, археологи пытаются найти объяснения выражениям сущности личности на ее индивидуальном жизненном пути, в истории общества в рациональных приспособительных образованиях – утилитарной эффективной деятельности и ее продуктах. При всем этом подходящий прагматическому варианту принципа адаптивности образ «рационального человека» дополняется, подтверждается, а большинство из неутилитарных проявлений из жизни личности и общества воспринимаются, как недостойные внимания, бесполезные и странные.
Все три варианта принципа адаптивности имеют в своей основе то, что во всех их троих поведение человека направлено на изначально предусмотренную цель. Подчинение активности прежде данной норме или предусмотренной цели составляет особенность поведения человека, которое характеризуется, как адаптивное.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Методы, применяемые для адаптации в коллективе
Успех и финансовое благополучие любой компании зависят не только от крепкого рабочего коллектива, но и от каждой отдельно взятой личности. Понятие адаптации сотрудника на новом рабочем месте включает в себя целый ряд мероприятий, направленных на развитие его мотивации — как внешней, материальной, так и внутренней, личностной.
Материальная, или экономическая мотивация, более или менее ясна. Она напрямую зависит от денежного вознаграждения работника, от того, насколько оно соответствует его квалификационному уровню. И наоборот, внутренняя мотивация тесно связана со стремлением человека к личностному росту, с корпоративной культурой компании, где он работает. Чтобы у сотрудника появилось желание включиться в жизнь коллектива, необходимо его к этому подтолкнуть, проведя ряд мероприятий. Для этого компания разрабатывает соответствующие инструменты:
- Тренинги, пройдя которые человек сможет быстрее влиться в коллектив и приступить к работе.
- Контроль индивидуального общения руководителя с новичком. Необходим для того, чтобы знать, насколько новый сотрудник осведомлен о том, как он справляется с новыми для него обязанностями. Этот контроль проводится с обратной связью сотрудник – руководитель.
- Система, позволяющая постепенно усложнять задания для нового сотрудника. Это поможет человеку без стресса присоединиться к новому для него рабочему процессу.
- Выполнение поручений, которые будут способствовать быстрейшему налаживанию неформальных связей с коллективом.
- Единое информационное пространство, которое даст возможность новому сотруднику оперативно получать информацию о событиях, происходящих в компании, о коллегах, о том, как быстро найти их контакты и др.
Если же фирма стремится к тому, чтобы адаптация новичков проходила в более короткие сроки, ей необходимо создать свою корпоративную социальную сеть. Чем быстрее проходит адаптация новичка в коллективе, тем меньше текучесть кадров, а значит, намного выше эффективность работы самой компании.
Найдено научных статей по теме — 15
Функциональные состояния и адаптация работника
Костина Юлиана Сергеевна, Миронова Елена Рубеновна
В данной статье исследованы подходы, связанные с определением влияния функционального состояния на осуществление трудовой деятельности и адаптацию работника.
Функциональная адаптация школьников к учебному процессу
Семенова Людмила Михайловна, Семенова Татьяна Олеговна, Яковлева Любовь Максимовна
Адаптация к учебному процессу и новой социальной среде для большинства первоклассников сопровождается психоэмоциональным напряжением и влияет на психофизиологическое состояние, а также на иммунную систему и здоровье ребенка.
Функциональное состояние и адаптационные резервы организма
Похачевский А. Л., Михайлов В. М., Груздев А. А., Петровицкий А. А., Садков А. В., Колесов Н. В., Фомичев А. В., Ссорин С. С., Глушков С. А., Ханыкова С. В.
В результате исследования трех групп спортсменов и группы практически здоровых пациентов, не имеющих систематических физических нагрузок в недельном микроцикле, с помощью спектрального анализа вариабельности ритма сердца выявлены
Современноинновационные методы оценки функциональной адаптации учащихся
Калюжный Евгений Александрович, Красникова Людмила Ивановна, Русакова Наталья Леонидовна, Ибрагимова Эвелина Эдуардовна, Любаев Александр Владимирович, Плакунова Алена Игоревна
Представлены концептуальные направления исследования функции кардиореспираторной системы с привлечением интегральных показателей дыхания и кровообращения характеризующих адаптационные возможности учащихся Нижегородской области.
Динамика функционального состояния и адаптационных процессов у студентов
Карпенко Ю. Д.
Изучили динамику функционального состояния и адаптационных процессов у студентов в период обучения в вузе.
Структурно-функциональный подход к оценке адаптационного потенциала личности
Богомолов Александр Михайлович
Рассматриваются проблемы определения структуры и оценки адаптационного потенциала личности в контексте структурно-функционального подхода, анализируются свойства и функции потенциала адаптации как сложной системы.
Некоторые функциональные особенности школьников в период адаптации к обучению
Порецкова Галина Юрьевна, Печкуров Дмитрий Владимирович, Емелина Анна Александровна
В статье приводятся данные о некоторых изменения функциональных систем у школьников, возникающих в периоде адаптации к обучению.
Коррекция функциональной адаптации студенток с отклонениямив состоянии здоровья
Приходько В.И., Насанович Д.Н.
Проведен сравнительный анализ оздоровительных программ, разработанных для применения в физическом воспитании студенток с отклонениями в состоянии здоровья.
УЧИТЕЛЯ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА: ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Глебов Виктор Васильевич
Функциональное состояние и адаптационные процессы учителей средней школы столичного мегаполиса. Состояние работы функциональных систем и психоэмоциональной сферы.
Реакции неспецифической адаптации и функциональное состояние организма пожилых лиц
Власова Ирина Андреевна
В настоящей работе представлены результаты изучения неспецифической адаптивной реактивности и функционального состояния организма пожилых лиц, занимающихся оздоровительными тренировками.
Оценка функциональной адаптации трансплантированного сердца в организме реципиента
Покровский В.М., Абушкевич В.Г., Похотько А.Г., Барбухатти К.О., Смолина Е.Г., Майнгарт С.В.
Значительное развитие в клинической практике трансплантации сердца позволило внедрить эти операции в большинстве крупнейших кардиальных центров в мире.
Гигиеническая оценка функциональных резервов и адаптационных возможностей студентов
Сетко Н.П., Булычева Екатерина Владимировна, Бейлина Е.Б.
В статье представлены данные об особенностях функционального состояния студентов высшего образовательного медицинского учреждения 1-6-го курсов обучения. Результаты получены с помощью вариационной пульсометрии.
Изменение функционального состояния системы пищеварения при кратковременной адаптации
Пацевич Ю. Л., Салюк В. И.
Целью нашего исследования являлось выявление донозологических изменений физиологических систем организм при кратковременной адаптации.
Три подхода к адаптации
1. «Оптический» – «вы работайте, а мы на вас посмотрим».Этот подход нельзя назвать удачным. Работодатели, выбирающие его, предпочитают обсуждать заработную плату и обязанности сотрудника после того, как посмотрят на него в деле. Обучения практически нет, новичок сразу приступает к работе. Если он не подойдет, нанимают другого. Для нового сотрудника это может обернуться разочарованием и ощущением ненужности.
2. «Армейский» – «тяжело в учении, легко в бою». Испытательный срок становится настоящим экзаменом на выживание – новичку дают сложные и ответственные задачи, но не объясняют, как их выполнять. В этих условиях остаются только самые целеустремленные. С сотрудником, который не подошел, расстаются и нанимают нового. Этот способ имеет негативные последствия: после зачисления в штат, новый сотрудник расслабляется или начинает «мстить». К новичкам в таких организациях относятся враждебно или стараются не замечать – неизвестно долго ли он продержится. Так попытка нанять самые лучшие кадры оборачивается в долгосрочной перспективе плохим отношением к работе и конфликтами в коллективе.
3. «Партнерский» – «мы поможем».Этот подход – результат эффективной кадровой политики. Работодатель осознает, что идеальных кандидатов не бывает, не затягивает поиск, а выбирает на должность самого подходящего человека. Вход в работу максимально плавный – сотрудника обучают, знакомят с организацией, прикрепляют наставника, чтобы он мог задать ему свои вопросы.
Владимир Трофименко, генеральный директор представительства компании Mankiewicz в России и странах СНГ, Член Стратегического совета по инвестициям в новые индустрии при Минпромторге России:
Похожие термины:
перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
процесс и результат приспособления педагогического работника к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу. А.п. может происходить с разной степенью быстроты и успешности (наприм
процесс приспособления молодых людей к условиям производства.
психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
приспособление к условиям обучения в образовательных учреждениях среднего или высшего профессионального образования.
процесс и результат приспособления педагогического работника к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу. Адаптация педагога может происходить с разной степенью быстроты и усп
повышение порога ощущений, то есть снижение интенсивности ощущений при длительном действии стимула.
процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. )
постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса.
процесс и результат успешного приспособления выпускника образовательного учреждения (начального или среднего) профессионального образования к изменившимся социальным условиям: профессиональн
совокупность морфофизиологических и поведенческих особенностей организма (вида), обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.
приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природногеографическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереоти
процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также пр
Упрощение, приспособление, облегчение или усложнение текста в соответствии с уровнем языковой компетенции учащихся
При оценке сложности текста принимается во внимание количество незнакомых ле
социально-психологическое приспособление к существующим в обществе гендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе гендерной адаптации развиваются умения и навыки соотнесения своей психиеской
явление, характеризующее наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности, частным условиям
Система приемов обучения, которая служит для преодоления психологических, языковых барьеров общения в иноязычной среде, способствует активизации речевых умений. Включает обучение слухопроизнос
приспособление ребенка к принятым в обществе правилам и нормам поведения в результате преодоления последствий психологической или моральной травмы.
Процесс приспособления человека к условиям жизни, нормам поведения, нормам общения в новой социальной среде. См. социальная адаптация, адаптация.
способ организации и управления развитием воспитания, основанный на свободном выборе ценностей и целей, определении адекватного им содержания, педагогических технологий и критериев оценки резу